Ольга Ермолюк
Пластилинография — лучший способ развития мелкой моторики ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие моторики рук у детей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной. Одной из интересных и увлекательных форм работы с детьми является - пластилинография. Эта техника рисования способствует снятию мышечного напряжения и расслабления, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Работа с пластилином развивает тактильное восприятие, так как идет работа различными по качеству материалами, использование их требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учит детей владеть руками. Лепка является одним из средств познания мира и развития восприятия. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение. Такая работа позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Публикация «Пластилинография — лучший способ развития мелкой моторики ребёнка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин, пластилинография. Техники работы с пластилином
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В 2015 – 2016 учебном году с целью развития мелкой моторики и умственных способностей детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализован проект «В мире пластилиновых чудес».
Проект рассчитан на один год.
Возрастная группа – подготовительная.
Цель проекта: Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки –пластилинографией. Развивать мелкую моторику рук у детей старшего дошкольного возраста путем пластилинографии.
Задачи проекта:
• Учить создавать картины используя основные приемы пластилинографии (скатывание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
• Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни.
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать словотворчество в процессе рассказывания и обыгрывания придуманных сюжетов.
• Развивать художественный вкус, воображение, пространственное мышление.
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, аккуратность, терпение.
• Воспитывать желание самостоятельно изображать картины с помощью
пластилина.
Этапы проекта:
1-й этап – подготовительный
• Проведение диагностики детей подготовительной группы по развитию мелкой моторику рук. Изучение разных видов пластилина и его свойств. Подготовка материалов и приспособлений применяемых при работе с пластилином. Написание перспективного плана на год.
• Консультации и мастер классы для родителей. Ознакомление родителей с планом и задачами проекта.
• Изучить и освоить основные приемы пластилинографии; научиться работать на ограниченном пространстве.
• Проведение пробных занятий.
На этом этапе была проведена диагностика детей. При составлении перспективного плана на год отбирались наиболее интересные и доступные для детей темы, сюжеты. Весь подбираемый материал для работы с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт. Ежемесячно, в соответствии с планом проводилось по четыре занятия. В ходе работы были подключены родители воспитанников, с которыми проводились мастер классы для знакомства с техникой пластилинографии, консультации, где было рассказано о важности лепки для развития мелкой моторики рук, были предложены идеи для совместной деятельности дома с детьми.
2-й этап – практический
• Применение на практике основных приемов и техник платилинографии при создании картин.
• Создание и применение на практике дидактических игр по лепке.
• Участие в муниципальных конкурсах.
• Коллективная форма работы - создание мультфильмов.
• Проведение открытого занятия «В страну Гжели».
• Презентация поделок.
Работу с детьми нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Если работа направлена на развитие и укрепление моторику рук, тогда выполнение упражнений должно быть регулярным. Очень важно ободряющее поведение взрослого. Ребёнку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. В работе с детьми использовались различные приемы рисования пластилином : процарапывание по пластилину; рисование мазками; рисование жгутиками; использование пластилиновых шариков и т. д. В проект были включены следующие дидактические игры: «Что услышу, то слеплю», «Пластилиновое рисование», «Волшебные шарики», «Пластилиновые буквы и цифры». Использование игр в данной технике развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к творчеству, развивает воображение, образное мышление. В течение года дети имели возможность участвовать в конкурсах «Рождество Христово», «Пожар в лесу». Провелось открытое мероприятие «В страну Гжели», на котором дети совместили знания о народных промыслах и лепки. В своей работе с детьми я использовала такую форму работы, как мультфильм. В ходе работы у детей развивается умение работать в коллективе, художественный вкус, мелкая моторика рук. По ходу проекта дошкольники участвовали в конкурсах на лучшую поделку; изготавливали поделки для оформления интерьера детского сада; подарки для родителей к праздникам.
3-й этап – итоговый.
• Итоговая диагностика детей.
• Оформление материалов проекта.
• Выступление с опытом работы в конкурсе «Воспитатель года».
При итоговой диагностики, чтобы определить пользу лепки для развития моторику рук ребенка были взяты несколько детей, не занимающихся этой техникой. По детским работам сделала выводы, что дети занимающиеся пластилинографией в своих работах используют разные способы лепки. Умелость рук и согласованность движений гораздо выше, чем у детей не работающих в этой технике. Изучив графические навыки, видно, что у детей занимавшихся пластилинографией мелкая моторика рук значительно выше, чем у детей, не работающих постоянно в этой технике. В быту ребенку необходимо совершать какие-нибудь манипуляции мелкой моторики : манипулирование мелкими предметами, застёгивание пуговиц, письмо, рисование. Поэтому развитие мелкой моторики напрямую влияет на качество жизни.
Таким, образом, использование метода пластилинографии будет эффективным для развития мелкой моторики при создании следующих условий: наличии системы поэтапного обучения данной технике, заинтересованности детей техникой пластилинографии, совместной работе педагогов и родителей, обеспечивающей единство подходов в образовании и при взаимодействии педагога с детьми. Самое главное в работе - сделать так, чтобы душа у ребенка радовалась полноценному творческому процессу.