Елена Цукарь
Конспект музыкального занятия «Песня русская в душе народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Песня русская в душе народа.
Программное содержание: Воспитать у детей любовь к русской народной песне, к России, родному краю, бережное отношение к окружающему миру.
Ход занятия
Ведущая:
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Столько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Публикация «Конспект музыкального занятия „Песня русская в душе народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи.
Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?
Сегодня я хочу рассказать вам сказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.
– Спишь? – спрашивает царь.
– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.
– А что же ты делаешь?
– Звёзды считаю.
– Ну, и много насчитал?
– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали.
Попробуй, проверь этого солдата.
А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.
Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.
Песню «Посев льна» женщины пели весной.
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Ты мой лен!
Белый лен!
А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?
(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные. Песни «Пряха», «Дуня- тонкопряха»)
Ведущая:
Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.
(Дети читают стихи.)
1-й ребенок. Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
2-й ребенок.
Я весной взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)
3-й ребенок.
Ой, ты, Волга, Волга-реченька!
Ой, река ли ты, красавица!
По лугам ты льёшься – стелешься,
По пескам бежишь – торопишься.
(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)
4-й ребенок.
Берёза, моя берёзонька!
Берёза, моя белая,
Берёза раскудрявая.
5-й ребенок.
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
6-й ребенок.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы венки плетут.
Ведущая:
Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете? (Дети отвечают.)
Ведущая:
О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми. Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.
Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Ведущая:
Говоря о русских народных песнях, нельзя не вспомнить о частушке. Вся жизнь России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. Частушки теснейшим образом связаны с окружающей действительностью. Они проникали во все уголки человеческого быта.
«Частушки» исполняют девочки.
Ведущая:
Недаром говорят, что песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и будущим.
Пока будет жить песенный дух любого древнего края, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные песни. Пусть они всегда звучат над просторами нашей Родины, сливаются в прекрасную мелодию с мелодиями всех народов.