Татьяна Кольцова
Конспект занятия «Праздники мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93»
БЕСЕДА
«ПРАЗДНИКИ МОРДОВСКОГО НАРОДА. РОШТУВА»
(в рамках проекта «Мордовия – моя малая Родина)
Подготовила и провела: Кольцова Т. С.
Январь 2019 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность
Публикация «Конспект занятия „Праздники мордовского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: продолжать формировать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.
Задачи:
Познавательные:
1. Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов;
2. Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии;
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения;
2. Развивать умение создавать украшения по мотивам мордовского народного орнамента.
3. Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту национальных украшений, костюмов.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.
Предварительная работа:
-рассматривание национальных костюмов;
-рассматривание мордовских народных орнаментов;
-беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа;
-заучивание мордовских колядок, стихов и песен;
-разучивание мордовской подвижной игры «Суркс» («Колечко»);
-разучивание мордовских слов.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (русском, мордовском, татарском).
Ход занятия
1. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, друзья!
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках.
2. Дидактическая игра «Опиши национальный костюм»
Воспитатель: Наша республика многонациональная. Скажите, какие народы проживают на территории Мордовии?
Дети: Мордва, татары, русские.
Воспитатель: У каждого народа есть свои народные традиции, культура. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Поэтому народ в нашей республике живет дружно, в мире и согласии. Вот и к нам на занятие пришли куклы разных национальностей. Они одеты в национальные костюмы. Опишите их.
Дети описывают русский, мордовский и татарский костюмы, называя элементы одежды на национальном языке, отмечают характерные особенности (национальный орнамент).
Воспитатель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?
Дети: Нет. Но так одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют.
3. Беседа о старинных мордовских праздниках.
Воспитатель: Мордовский народ любит праздники и справляет их с давних времен. Ребята, какие старинные народные праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Крещение, Масленица.
Воспитатель: А вы знаете, как праздновали Рождество - Роштува?
Накануне Рождества колядовали. Этот день назывался Калядань ши - день коляды. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни-колядки, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. За это хозяева угощали их специальными пирогами (калядань прякат) с различной начинкой: картошкой, капустой, калиной и т. п.
Воспитатель: Одним из самых любимых праздников нашего народа является Масленица. Как праздновали Масленицу?
Дети: Мордва на Масленицу пекли пшенные блины, пили мордовский национальный напиток «Позу».
Воспитатель: Масляничная гора называлась масла панда. Молодые женщины, вышедшие замуж, приносили туда блины, которыми угощали молодых парней. За это парни катали их на салазках.
4. Мордовская подвижная игра «Суркс» («Колечко»)
Воспитатель: На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни и плясали, пряли сукно, ткали, вышивали и играли. И до нас дошла игра, которая называется «Суркс» («Колечко»). Давайте поиграем.
Дети встают в круг, по считалке выбирают ведущего.
Ведущий:
Раю, раю, выбираю
И игру я начинаю.
Кто колечко найдет,
Топотушки начнет.
Ведущий раздает колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко.
5. Беседа о современных мордовских праздниках.
Воспитатель: В наше время появилось много современных праздников. Какие современные праздники вы знаете?
Дети: День знаний, День народного единства, День победы, День матери, «8 Марта» и т. д.
Воспитатель: Совсем скоро мы будем праздновать Новый год и Рождество. Как вы празднуете эти современные праздники?
Дети: Дарим мамам, папам, дедушкам и бабушкам подарки, поем песни и читаем стихи.
Воспитатель: А еще нужно любить и уважать своих мам и бабушек, уделять внимание, радовать их. А что значит любить свою семью?
Дети: Уважать всех, слушаться, помогать, убирать свои игрушки на место и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.
6. Итог занятия.
Воспитатель: Чем запомнилось вам наше занятие? За что вы можете себя сегодня похвалить?