Елена Першина
Первые сюжетные игры малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Первые сюжетные игры малышей»
Выполнила:
Воспитатель: Першина Е. А.
В работе с детьми третьего года жизни используются многие обучающие игры, которые постепенно приближают малышей к первым сюжетно- ролевым играм. С детьми этого возраста рекомендуется проводить сюжетно – строительные игры, игры с куклами, игры – драматизации. В них отражается возросший опыт детей.
Публикация «Первые сюжетные игры малышей» размещена в разделах
В первых совместных играх – драматизациях (по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально – выразительные средства ( учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску).
В обучающих играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом используется как предметно – игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками – заместителями и воображаемыми предметами.
Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов словом. Речь не только сопровождает игру, но и включает в нее как способ решений игровых задач. Например, педагог совместно с детьми строит дом для кукольной семьи, устраивает обед, накрывает на стол, но каждую куклу нет необходимости кормить (это действие дети хорошо усвоили, оно им неинтересно, эту ситуацию необходимо пояснить словами: «Наша семья ест вкусный суп, котлеты, пьет сладкий компот, Маленькая Алена попросила добавки. Дадим ей? (Воспитатель обращается к детям.) Дети наливают в чашку воображаемый компот, предлагают «Пей, Алёна».
В обучающих играх детей третьего года жизни участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка: кошка с котятами: покупатели, продавец и др.). Куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношение действующих лиц (мама ласково разговаривает с дочкой, помогает ей одеться : строители быстро и прочно строят дом и т. д.). В совместных играх с детьми педагог вначале берет на себя главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, потом участвует в игре как заболевший).
Педагог обозначает замысел игры (Мы поедим на дачу, называет свою роль и роли участников игры, направляет их на ответные действия.
Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, едут на дачу. Они предлагают шоферу остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке цветы, после ягоды и т. д.
Используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры, расширяют и обновляют опыт детей. Так, игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин и др.
Важно, чтобы дети учились использовать один игровой эпизод для подготовки к другому (чтобы покормить куклу надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты: чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).
На занятиях с детьми третьего года жизни можно организовывать чтение потешки «Водичка - водичка»
Спит в кровати кукла. «Это Катя,- говорит педагог –Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!» - просят дети.
В это время воспитатель убирает кроватку и ставит игрушечный стул, к спинке которого прикреплен водопроводный кран (игрушка – самоделка).
На сиденье стула – тазик. «С-с-с-с – полилась вода», - говорит педагог. Он умывает куклу и не торопясь читает потешку.
Далее воспитатель показывает детям куклу и просит посмотреть, как у нее заблестели глаза, спрашивает: «Что сделали глазки» (Хоровой и индивидуальные ответы.) И щечки розовеют. Что делают? Стал смеяться роток. Правда, стал смеяться роток? (хоровые и индивидуальные ответы детей) И кусаться? (Зубок.)
Педагог читает потешку еще раз. Повторяет ее, предлагает детям помочь ему читать.
Перед детьми на столе воспитателя игрушечный шкаф и табуретка (банкетка). Появляется кукла Катя. Она вернулась с прогулки, - поясняет воспитатель, - сейчас будет раздеваться.
Уже раздеваюсь, - говорит Катя и начинает снимать ботинки. Катя, - останавливает ее педагог, - не снимай ботинки. – Не снимай ботинки, - говорят дети. (Хоровое и индивидуальное повторение фразы.)
Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят: Пальто повесила в шкаф. Катя повесила пальто.
А что мне сейчас снимать? – спрашивает у детей кукла. – Покажи мне, Оля.
- Снимай шапку. Положи ее в шкаф, - советуют дети (три – четыре повторения).
Затем Катя снимает и аккуратно вешает кофту (на Катиных вещах обязательно должна быть вешалка).Но рейтузы кукла забывает на скамейке и уходит. Вернись Катя! Ты не положила в шкаф рейтузы – зовут дети. (Хоровое и 2 – 3 индивидуальных высказывания.) Катя возвращается и убирает рейтузы.
Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши, узнав Катю радуются.) Здесь будет (воспитатель обводит рукой поверхность стола) Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька тебе нравиться твоя комната? (С этой фразой к кукле обращаются и дети.) Нет – отвечает Катя. – Не нравиться мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет.
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: Что это? Зачем Кате кровать? Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее. Ложись.
Ляг Катенька! – предлагают и дети.
Катя ложиться и засыпает. Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим…Что это? Зачем Кате стол? – И стулья надо, - обязательно скажет кто – нибудь из детей. Зачем стулья? – интересуется педагог. Выслушивает ответы детей с ставит в комнату стулья.
Затем воспитатель вносит шкаф для белья, буфет. Спрашивает название этих предметов мебели, объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.
После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Катя не сразу все усваивает. Она может перепутать буфет со шкафом. Дети должны заметить и исправить ошибку.
На улице сегодня чудесная погода! – продолжает занятие педагог. – Снежок падает! Катя оделась и пошла гулять. Большая красивая снежинка опустилась на Катину варежку. Катя подула на снежинку (показывает, и та полетела. А вы хотите подуть на снежинки? Воспитатель раздает детям небольшие рыхлые кусочки ваты. Объясняет и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
Обучающие игры помогают детям усвоить многие игровые умения: условные обозначения пространства (Это будет комната, определение предполагаемого состояния кукол (Глазки блестят, подготовка условий игры и последовательное выполнение действий, обращение к персонажам, диалог с ними.
Выработанные у детей умения позволяют перейти им к следующему этапу развития игры – сюжетно – ролевой игре.
Сюжетно – дидактические игры развивают нравственные качества детей и помогают им усвоить правила поведения: малыши учатся общаться с куклой, как с живым человеком, заботиться и беречь ее, вежливо разговаривать; порицают отрицательные поступки персонажей: мальчика – шалуна, отбирающего игрушки, девочку – замарашку, сердитого медведя и др.
Приобретая игровой опыт, дети готовятся к самостоятельной игре.
Литература: автор Е. В. Зворыгина