Инюшкина Надежда Федоровна
Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников
В данной публикации мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников и театрализованную деятельность.
Публикация «Подвижные сюжетные игры и их роль в развитии дошкольников» размещена в разделах
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Она относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила.
Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.). Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. Сюжет в играх может быть образным («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот»)
Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте («Зайка серый умывается», «Лохматый пес», «Собачка и воробьи», «Зайка беленький сидит» и др.)
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.).
Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии, т. е. понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.
Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.
Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
В играх с персонажами, игровые действия обусловлены воспроизведением явления, действий и взаимоотношений героев, а также имеются элементы творчества.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простата и занимательность.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придаёт специфический оттенок движениям, пополняют словарный запас и обогащают речь детей («Дударь», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.)
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней групп и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Неоценима роль подвижных игр не только для развития координации движений, быстроты реакции, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, но и координации деятельности слухового и зрительного анализаторов («У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Чей голосок» и др.).
Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно не только для детей с нарушениями в развитии речи.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей, а так же развития у них коммуникативных навыков.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза и походка, интонация, модуляция голоса) («Теремок», «Узнай по голосу», «Зайка серый умывается»).
Театрализованная деятельность учит детей умению импровизировать.
Игры позволяют вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации, к образному воплощению в роли, учат выразительной мимике и движениям. («Теремок», «Горошина», «Пастух и стадо» и др.)
Значение театрализованной деятельности состоит в том, что она:
• помогает усвоению родного языка, его выразительных средств
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.
Для эмоциональной настроя на игру удобно использовать считалки народные или современные.
Педагог не должен упускать из поля своего внимания, что игра становиться игрой не в тот момент, когда ее проводит педагог, а когда дети начинают играть в нее сами.
Список используемой литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
2. Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А. В., Осокина Т. Н. - М. : Просвещение, 1995.
3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под ред. Руссковой Л. В. - М. : Просвещение, 1986.
5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. – М. : Просвещение, 1983.
6. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.