Эльвира Сафина
Пересказ сказки по мотивам В. Клименко «Кто важнее всех на улице» с использованием приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Образовательные задачи:
o обучение детей пересказу нового текста с опорой на план-схему
o формирование способности передавать содержание без пропусков и искажений
Развивающие задачи:
o активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»
o развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи)
o развитие зрительного внимания, восприятия и мышления
o развитие творческого воображения
Публикация «Пересказ сказки по мотивам В, Клименко „Кто важнее всех на улице“ с использованием приемов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Воспитательные задачи:
o формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Материал: мяч; город из крупного конструктора; транспорт разного вида (наземный дорожный, железнодорожный, воздушный, водный); плоскостное изображение светофора в разобранном виде, пирамидки, воздушного шарика, солнышка; светофоры для подвижной игры (красный, желтый, зеленый); перекресток с мелкими машинками, мнемотаблица.
Организация детей: стоят полукругом, ходят, сидят полукругом, ходят по кругу.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: «Мне сегодня пришло письмо от жителей города Радости. У них случилась неприятность: налетел злой волшебник Ураган и все в городе разрушил. Теперь там беспорядок и неразбериха. Жители просят у нас помощи. Поможем им? (ответы) А на чем мы отправимся в город? (ответы) Как одним словом назвать?» (транспорт)
2. Игра с мячом «Путаница»
Воспитатель: «А теперь я проверю какие вы сообразительные. Сыграем в игру «Путаница». Найдите ошибку в моих стихах. Будьте внимательны!» (Воспитатель читает стихи-путаницы, бросает мяч ребенку, ребенок дает правильный ответ.)
- В город Радости все дети полетят на велосипеде (вертолёте)
- По морю, ты погляди, мотоцикл плывет в дали (корабль)
- В синее небо, так и знай, унесёт тебя трамвай (самолет)
- По волнам ребят несет серебристый вертолет (пароход)
- По дороге, погляди, корабль едет впереди (автобус)
- А по морю в южный порт мотоцикл поплывёт (теплоход)
- А по рельсам к нам спешит самолет – пыхтит, пыхтит! (поезд)
- Удивляется народ: машина по морю плывёт (лодка)
Воспитатель: «Молодцы! Не удалось вас запутать. Мы поедем на разном виде транспорта, и все приедем в нужное нам место. Ну что, отправляемся в путь? А поможет нам добраться в город Радости - стишок.»
3. Пальчиковая гимнастика «Едем, летим, плывем»
Садись-ка пальчик в вертолёт, загибают пальчики по одному
С тобой отправимся в полёт. на обеих руках
Сядем с этим мы в такси,
Он рад с тобой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
Пароход по волнам плывет,
Этот пальчик привезет.
Ну, а с этим малышком -
Вместе мы пойдём пешком.
Все едут, идут, плывут и летят, «шагают» по ладошке, движение «рыбка»,
Ребят до места доставить хотят. «птичка»
4. Д/и «Наведём порядок в городе»
(На ковре построен город из конструктора, транспорт перепутан и перевернут.)
Воспитатель: «Ну вот мы и добрались до города Радости. Только в нем что-то не очень радостно. Все разрушено… Ураган разбросал весь транспорт в городе. Поможем жителям навести порядок?» (ответы) «Какие виды транспорта знаете вы?» (ответы) «Теперь будем по одному находить транспорт, называть что это, к какому виду он относится, кто им управляет» (дети выполняют задание по очереди и восстанавливают город)
Воспитатель: «Молодцы ребята! Посмотрите, каким красивым стал город. Но мне кажется, на проезжей части чего-то не хватает. Что помогает регулировать движение?» (светофор)
5. Д/и «Собери светофор»
Воспитатель: «Давайте еще пройдемся по городу и поищем светофор. Посмотрите, а что это на доске?» (светофор)
На доске перевернутый плоскостной контур светофора в разобранном виде, воздушный шарик, контур пирамидки, солнышко.
Воспитатель: «Ураган и его сломал. Давайте починим светофор?» Дети собирают светофор.
Повторяют расположение сигналов.
Воспитатель: «Светофор – наш главный помощник на улице. Для чего он нужен на дороге? (ответы) Без него на дороге не обойтись! Знать и понимать его сигналы очень важно. Вы знаете, значение сигналов светофора? Давайте проверим?
Красный свет – хода нет!
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – иди!
(воспитатель читает начало, дети заканчивают предложение)
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, здесь какое-то письмо.»
Открывает, читает:
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светофор. Хочу рассказать вам очень интересную сказку.»
6. Чтение сказки по мотивам Клименко В.
«Кто важнее всех на улице?»
Однажды летним теплым днем светофор стоял у дороги и грелся на солнышке. Как вдруг мимо него стали проносится машины – легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы. Они громко спорили между собой.
«Разойдитесь! Пропустите!» - кричала машина-такси.
«Вот ещё! Мне тоже некогда», - пробурчал грузовик, нагруженный песком.
«Кому торопиться, так это мне, - заявил автобус на остановке. – Я важнее всех. Людей вожу с работы и на работу».
«А я письма и телеграммы развожу, - пропищал проезжавший мотоцикл. – Разве это не важно?»
«Важно, важно, но пропустите меня! - сказал фургон, на котором было написано «Молоко». - Мне в школу нужно. Дети там ждут завтрак».
«Все важны! – вдруг щелкнул на перекрёстке светофор. – Но давайте будем ехать по порядку, по правилам». И он посмотрел на них сердито красным глазом.
Все машины разом остановились. А светофор мигнул жёлтым глазом и машины приготовились. А затем он зажег зеленый глаз и сказал : «Пожалуйста, езжайте!» Машины поехали.
«Важнее всего порядок на улице!» - сказал светофор.
«Дорогие ребята!» - продолжает светофор письмо – «Герои сказки поссорились, помогите, пожалуйста, их помирить. Чтобы это произошло, вам нужно пересказать сказку самим.»
Воспитатель: «Вы согласны со светофором, что нужно соблюдать правила дорожного движения? Иначе может случиться беда. Понравилась вам сказка? А вот и её герои» (на столе перекресток с мелкими машинками, расставленными в хаотичном порядке)
«Поможем светофору навести порядок на перекрестке?»
7. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: «Попробуем рассказать сказку и посмотрим, что же получится? (ответы) Помогут вам в этом схемы-подсказки»
- Давайте сначала вспомним как называется сказка? С чего она начинается? (ответы)
- Какая машина спешила первой? (такси) Что она сказала?
- Что пробурчал грузовик? (ответы)
- Что заявил автобус? (ответы)
- Кто пропищал потом? (мотоцикл)
- Что сказал фургон? (ответы)
- Что сначала сказал светофор? А затем? (ответы)
- Какими словами закончилась сказка? (ответы)
В процессе беседы воспитатель вывешивает картинки – схемы.
9. Повторное чтение сказки.
Воспитатель: «Я прочту сказку еще раз, а вы будете узнавать на картинках то, что я читаю» (повторное чтение сказки)
Воспитатель: «Готовы рассказать сказку и помочь светофору навести порядок на перекрестке?»
10. Пересказы детей по цепочке.
Воспитатель: «Сначала каждый из вас по очереди составит предложение по каждой картинке. Внимательно слушайте соседа и следите за его рассказом.» (рассказ детей)
Один ребенок пересказывает сказку целиком, другому - предлагается по ходу рассказа расставлять транспорт на перекрестке. (Оценка рассказов)
11. Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на машине…».
Воспитатель: «Ну, вот мы и навели порядок в городе Радости. Как вы думаете, жители остались довольны? Пора возвращаться в детский сад. Раз мы повторили с вами правила дорожного движения, то обратно предлагаю поехать на машине?
«Едем, едем на машине…».
Едем, едем на машине, имитируют движения рулём.
Нажимаем на педаль. ногу сгибают, вытягивают.
Скорости переключаем, «рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль. приставляют ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли руки сгибают в локтях перед собой
Вправо, влево. Чистота! наклоняют руки вправо, влево.
Волосы ерошит ветер. над головой шевелят пальцами.
Мы - шофёры хоть куда! поднимают вверх большой палец руки.
12. Итог занятия
Воспитатель: «Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Чем занимались? Что больше всего запомнилось?» (ответы) «Молодцы! Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. Жители города Радости прислали вам угощения»