Ольга Ефимова
Особенности ознакомления дошкольников со средствами выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование выразительных средств искусства (театрального, музыкального и изобразительного) для всестороннего развития воспитанника ДОУ»
Виды искусства, с которыми мы должны знакомить дошкольников, в соответствие с ФОП ДО - это музыка, литература, изобразительное, декоративно – прикладное искусство, архитектура, театр, танец, кино, цирк.
У каждого вида искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства.
• Использование выразительных средств в театрализованной, музыкальной и изобразительной деятельности для всестороннего развития воспитанников ДОУ позволяет решить следующие задачи: Развитие эмоциональной сферы детей при воздействии разных видов искусства на их чувственное восприятие.
• Обогащение представлений о мире, расширение кругозора, формирование нравственных ценностей, развитие устойчивого интереса к разным видам искусства.
• Развитие коммуникативных качеств, артистических способностей, речевых возможностей.
• Развитие творческих способностей, восприятия, памяти, воображения, мелкой моторики.
• Обеспечение условий для полноценного развития личности в соответствие с возрастными и индивидуальными возможностями.
Рассмотрим выразительные средства, с которыми необходимо знакомить дошкольников в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности, подробнее.
Итак, в театрализованной деятельности - это
Мимика – это движение мышц лица, проявляемые при определенных чувствах человека (грусть, радость, страх, удивление).
Пантомимика - это выразительные движения лица, головы, рук, туловища, выражающих внутреннее душевное состояние.
Жест – это некоторое действие или движение человеческого тела или отдельной его части, имеющее определенное значение или смысл. Наряду с мимикой и пантомимикой являются средством невербального общения.
Понижение или повышение голоса, темп, ритм, паузы, логическое ударение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Поза – выразительное средство, с помощью которого создается конкретный образ в театрализованных играх.
В музыкальной деятельности выразительными средствами являются
Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
В широком смысле слова композиция — это построение любого произведения искусства, независимо от вида и жанра. Композиция в музыке – это создание нового музыкального произведения
Композиция в музыке может относиться к оригинальному произведению, структуре музыкального произведения или к процессу создания или написания нового музыкального произведения.
Ритм. В любой музыке, в любой песенке, кроме мелодии, очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм.
Ритм - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.
Разные элементы музыкального языка (высота, громкость, окраска звуков и т. д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности.
В изобразительной деятельности к выразительным средствам в рисунке дошкольника можно отнести:
Характер линии в рисовании может быть разным: прямые и кривые, длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте — тёмные, полутёмные, светлые. Линии используют при определении размеров и как проверочные ориентиры.
Контур – это схематичное изображение объектов. Чтобы правильно выразить величину предмета, движение формы, ограниченной контуром, все его криволинейные участки сначала заменяют прямыми линиями и получают схематизированную геометрическую фигуру в виде многоугольника. Затем его прямые стороны изгибают, как этого требует форма предмета, и уточняют его соединения, толщину и светлоту.
Передача движения в рисовании основана на том, что движение проявляет себя через поверхности и контуры. Например, при повороте поверхности к свету её контуры рисуют тонкими и светлыми линиями, ушедшие в тень — толстыми и тёмными.
Рисунок в изобразительном искусстве – это изображение предметов с помощью разнообразных графических средств: точек, линий, штрихов, пятен. Дети дошкольного возраста постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Рисунки могут быть штриховые, цветные.
Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (В. С. Мухина, Е. А. Флёрина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придаёт их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Поэтому, уже начиная с раннего возраста, при формировании художественно-образного начала главное внимание, направлено на цвет, как на выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, своё отношение к изображаемому.
Также в изобразительной деятельности дошкольника имеют значение форма, величина, композиция, рисунок.
Форма - это качественная характеристика. Это то, что отличает один предмет от другого. (например, круг от квадрата). Более сложный объект состоит из частей, соответственно с детьми уточняется форма всех частей данного объекта.
Величина – это размер изображаемого предмета.
Композиция в изобразительном искусстве– это составление целого их частей. Что касается сюжетного построения, то способ размещения в пространстве картины персонажей и предметов является сюжетом.
Выразительные средства в лепке:
Передача движения. Ребёнок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Пространственные соотношения предметов. Объекты расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции.
Выразительные средства в аппликации:
Создание силуэтных изображений. Это требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Обрывная аппликация. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подходит для передачи объёмной, мягкой фактуры предмета.
Мозаичная аппликация. Нарезанные нитки, природные материалы, чай, кофе, сухие листья, салфетки, крупы (горох, рис, манка) укладываются по рисунку и приклеиваются клеем. Возможно последующее окрашивание круп.
Особенности ознакомления дошкольников со средствами выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предполагает знакомство детей с элементарными средствами выразительности в музыке, изобразительном искусстве, театрализованной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста (с 3-4 лет).
В среднем дошкольном возрасте продолжается приобщение детей к искусству со знакомства со средствами выразительности в его разных видах. Например, организуя театрализованную деятельность, педагогу необходимо начинать с формирования у детей простейших образно – выразительных умений в имитировании характерных движений сказочных животных. Далее работу в данном направлении необходимо продолжать, формируя такие элементы художественно – образных выразительных средств как, интонация, мимика, пантомимика. В театрализованной деятельности с детьми 6-7 лет педагоги должны учить использовать такие средства выразительности, как поза, жесты, интонационно – образная речь, движения.
С детьми старшего дошкольного возраста необходимо продолжать формирование умений выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства.
Работа с детьми 6 - 7 лет в изобразительной деятельности направлена на формирование умения отличать одни произведения искусства от других не только по тематике, но и по средствам выразительности, а также на совершенствование умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию, формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения выразительности создаваемого образа.
Взаимодействие разных видов искусства происходит на занятиях рисования, аппликации, лепки, во время чтения художественной литературы, слушания музыкальных классических произведений, театрализованной деятельности, рассматривания репродукций картин. Продуктивные виды деятельности можно сочетать с прослушиванием музыки. Чтение художественных произведений и прослушивание музыки – с рассматриванием иллюстраций и репродукций картин и наоборот, к рассматриванию репродукций картин можно подобрать соответствующую музыку.
Таким образом, использование выразительных средств искусства способствует формированию гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту искусства и красоту жизни.