Получи документы

Консультация для педагогов «Педагогика среды, педагогизация среды»

Елена Шимко
Консультация для педагогов «Педагогика среды, педагогизация среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогика долгое время изучала только деятельность специальных педагогических учреждений – дошкольных и школьных, хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, институты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на людей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усовершенствования при целенаправленном решении педагогических задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогика среды, педагогизация среды“» размещена в разделах

К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияние на людей, относятся:

• государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;

• деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;

• уровень культуры, нравственности, образованности, общественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;

• жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности, социальные ожидания различных социальных групп населения, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше закона») и традиции (в совокупности – «народная педагогика»);

• состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;

особенности и деятельность различных общностей: официальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, общественные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);

• труд, стиль и методы управления в учреждениях, организациях и на производстве;

• деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;

• семья, быт, досуг;

• события и уроки жизни и др.

Классификация социально-педагогических факторов

Социально-педагогическая реальность предстает прежде всего в качестве совокупности социально-педагогических факторов.

По педагогической природе различают факторы:

собственно-педагогические : состояние системы образования в городе, районе, области, где проживают данные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведения занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми/обеспеченность учебной литературой и т. п. ;

педагогически значимые : экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, географические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отношениях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.

По источнику происхождения и масштабу влияния факторы делятся на:

• государственные, порожденные особенностями, присущими в целом украинской жизни: это государственное устройство и деятельность государственных органов, тип и состояние экономических отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, деятельность основных телевизионных каналов и др. ;

• региональные, связанные с особенностями действия аналогичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам Украины (областям, республикам, районам, городам, селам) : деятельность местных органов власти, экономическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др. ;

• групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек;

• межличностные – факторы, действующие в паре: учитель – ученик, отец – сын, два друга и др.

Ныне можно говорить и о международных социально-педагогических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни украинских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интеграции нашего образования в мировую систему образования.

Иногда по признаку близости-отдаленности к конкретному человеку, группе социально-педагогические факторы делятся на :

• факторы микросреды – непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным коллективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);

• мeзocpeды – более отдаленной, находящейся за пределами непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);

макросреды – условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.

Наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека и кроме того оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.

Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их влияний невозможно. Основной механизм их – механизм научения, т. е. непроизвольного появления педагогических результатов в опыте жизни человека под влиянием окружающей среды. Выше уже отмечена широта образовательных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим влияниям воспитанность человека.

Сила социально-педагогических влияний определяется их:

• постоянством, непрерывностью,

непосредственностью, близостью к каждому человеку,

• значимостью непосредственных обстоятельств жизни и деятельности,

• действенностью убеждения на опыте,

• превращением хотя бы части их в управляемые воздействия, целенаправленно используемые в педагогических целях.

Педагогическая слабость социально-педагогических влияний – в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с целенаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко – в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, видеотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды людей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили социально-педагогические факторы федерального и даже международного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение напрямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые дом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим образом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии целых поколений. Это новый педагогический феномен, требующий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.

Задача общества, всех его структур, граждан с активной жизненной позицией – взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устранить или ослабить антипедагогические влияния.

Педагогизация окружающей среды означает постановку школы в центр социально-педагогических влияний на ребенка. Все остальные педагогические институты имеют статус некоторой подчиненности педагогическому влиянию школы на личность. Общеизвестно, что личность находится в «прицеле» трех основных педагогических институтов : семьи, социума и школы. Успешность формирования личности во многом определяется их единством в педагогической работе с ребенком. При этом школе предоставляется возможность профессионально и качественно управлять этим процессом.

Урок в обсуждаемой системе имеет свою специфику, которая заключается в том, что на подобных уроках реализуется личностный потенциал практически каждого ученика. Условия проведения уроков предусматривают создание условий, способствующих индивидуальным проявлениям детей. Тут могут использоваться приемы, побуждающие учащихся к поиску альтернативной информации; продуманное чередование видов и типов заданий; конструирование дидактического материала соответственно способности детей к его усвоению; использование жизненного опыта детей в решении учебных задач и пр. Главное на уроках сотрудничества – это создание для каждого школьника ситуации успеха.

Таким образом, технология сотрудничества, базирующаяся на гуманистических ценностях, ориентирована на формирование социально значимых качеств личности. Своеобразие технологии заключается в ориентации на свойства личности, ее развитие и формирование в соответствии с нормами общества и гуманистическими идеалами.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей средыКонсультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей среды В России в декабре 2016 года стартовал социально – экологический Проект «Добрые крышечки». Подобные Акции проходят уже более чем в 40.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогика среды, педагогизация среды»
Опубликовано: 21 мая 2024 в 13:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Педагогика среды, педагогизация среды»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шимко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД