Мария Тяминова
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Дошкольное детство является очень коротким отрезком в жизни человека, составляющим всего семь лет, но имеющим огромное значение, связанное с бурным и стремительным развитием всех сфер, процессов и качеств личности. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность благодаря определенному развитию всех сторон психики, закладывающих фундамент для дальнейшего роста. Одно из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте – развитие эмоциональной сферы личности дошкольника, т. к. в эмоциях и чувствах проявляется отношение к поступкам и поведению других, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности.
Публикация «Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами искусства» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Эмоциям отводится важная роль в процессе социализации ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не может стать эффективным, если его участники не способны, во-первых, к «чтению» эмоционального состояния другого, а во-вторых, к управлению своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств – важный момент становления личности растущего человека.
Неспособность ребенка правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость, неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение. Непонимание же другого человека – причина возникновения страха, отчужденности, враждебности.
Проблема развития эмоций отражена в научных исследованиях Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, В. Вундта, Б. И. Додонова, К. Е. Изарда, Ф. Крюгера, М. С. Неймарка, Р. С. Немова, А. Н. Леонтьева, Я. Рейковского, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона и др. ; изучением эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались ученые Е. Волосова, Е. Гаспарова, В. П. Зинченко, А. Д. Кошелева, С. Ю. Мещерякова, В. Миронов, А. Б. Орлова, С. Д. Смирнова, А. Рояк и др.
Последние десятилетия ознаменовались возросшим вниманием педагогов-исследователей к искусству как важнейшему средству, способному формировать отношение к действительности, нравственно и умственно воспитывать, формировать всесторонне развитую, духовно богатую личность, средству, развивающему эмоциональную сферу человека.
В теории дошкольной педагогики вопросы воспитания и развития личности ребенка средствами искусства подробно разрабатывались О. Н. Варшавской, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, Т. Г. Казаковой, Л. В. Компанцевой, Б. М. Неменским, Г. Н. Пантелеевым, Н. П. Сакульской, А. И. Сорокиной, Е. А. Флериной, Л. С. Фурминой и др., которые считали, что дошкольное воспитание призвано научить детей видению прекрасного вокруг себя, в окружающей действительности.
Искусство : музыка, художественная литература, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и т. д. заключает в себе красоту, а красота есть один из двигателей, развивающих эмоциональную сферу человека.
Воспринимая музыкальные и художественные образы, ребенок испытывает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. Завершая контакт с музыкальным или художественным произведением, ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки и художественных средств способствует предоставлению возможности ребенку духовно восполнять то, чего ему недостает в ограниченной пространством и временем жизни, компенсируя с помощью воображения удовлетворение многих потребностей, что неоднократно доказывали своими работами Н. Б. Берхин, О. П. Радынова, А. Н. Сохор и др.
Поэтому в процессе приобщения старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, который накоплен в искусстве, красоте, заключенной в нем, осуществляется воспитание высоконравственного, образованного, разносторонне развитого творческого человека, имеющего высокоразвитый уровень развития эмоциональной сферы.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью развивать эмоциональную сферу детей, начиная со старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи средствами искусства,– с другой.
Анализ психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что эмоции являются особым классом субъективных психологических состояний, которые отражают непосредственными переживаниями, ощущениями приятное или неприятное отношение человека к миру и людям и сопровождают процесс и результаты его практической деятельности.
Основой для классификации эмоций является : модальность (качество, интенсивность, продолжительность, осознанность, глубина, генетический источник, сложность, условия возникновения, выполняемые функции, воздействие на организм. Также эмоции могут быть низшими и высшими в зависимости от объекта, с которым они связаны (предмет, событие, человек и т. д.).
Теоретический анализ свидетельствует о том, что эмоциональная сфера является сложной системой взаимодействия и взаимообуславливания состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека, определяют сущность его психической реальности и особенности его поведения, а эмоции представляют собой материал, способствующий развитию и изменению чувств, а также содержание эмоциональной жизни, представленной различными жизненными ситуациями.
Эмоциональное развитие личности предполагает постепенную дифференциацию эмоций и чувств; вербализацию, основанную на осознании своих чувств и чувств другого человека; расширяющийся круг объектов и субъектов, способствующих вызыванию эмоционального отклика; постепенно обогащающиеся переживания, формирующиеся способности к регулированию и контролю своих чувств.
Развитая эмоциональная сфера человека проявляется в:
– умении адекватного эмоционального реагирования на различные явления окружающего мира;
– умении к дифференцированию и адекватному интерпретированию экспрессивных выражений и эмоциональных состояний других;
– многообразии способов эмоционального реагирования;
– широте диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
– интенсивности и глубине переживаний;
– уровне передачи эмоционального состояния в речи;
– терминологической оснащенности языка.
Развитая эмоциональная сфера старшего дошкольника характеризуется следующими особенностями проявляющимися в: освоении ребенком социальных форм выражения чувств; изменении роли эмоций в его различных видах деятельности, сформированности эмоционального предвосхищения; в большей осознанности, обобщенности, разумности, произвольности, внеситуативности чувств; формировании высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Роль искусства в эмоциональном развитии детей данного возраста очень велика, поскольку художественным произведениям, принадлежащим различным видам искусства, характерно выражение людьми, их создавшими, своего эмоционального отношения к бесконечно развивающемуся миру, общественной жизни и природе, воплощение всего этого в художественных образах, воздействующих на человека с огромной эмоциональной силой, побуждающих его к постоянному размышлению и поиску своего места и назначения в жизни.
Основные виды искусства можно представить : литературой, музыкой, изобразительным искусством, театром, кино, хореографией, архитектурой, декоративным искусством и др., специфика каждого из которых заключается в особом воздействии на человека набором художественных средств и материалов : слово, звук, движение, краски, различные природные материалы.
В детском саду имеют место различные виды изобразительного искусства – живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.
Переживаниями, настроениями, непосредственно возникающими у детей обеспечивается формирование чувственной основы, направленной на строительство воспитательного воздействия художественных образов, развивающих эмоциональную сферу.
Успешное развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства зависит от степени учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, уровня их общего развития, какими формами и методами пользуется педагог для достижения поставленной цели.
Методы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства очень разнообразны и выбираются педагогом в соответствии с объемом и качеством художественной информации, формами организации и видами деятельности, возрастом ребенка. Немаловажная роль отводится уровню подготовки, мастерству и способностям самого педагога.
Успех в эмоциональном развитии старших дошкольников средствами искусства может обеспечить применение: искусствоведческого рассказ педагога; рассказа – образца личностного отношения педагога к понравившейся картине (музыкального или литературного произведения); беседы; приема «вхождения» в картину (музыкального, литературного образа); воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины или литературному произведению событий; приема точных установок; приема сравнения; классификации (занятия по пейзажной живописи проходили с использованием музыки и поэзии); дидактических игр; пояснения; акцентирования деталей; вызывания адекватных эмоций; оживления детских эмоций литературными и песенными образами; игровыми приемами; музыкальным сопровождением и пр.
Поскольку игровая деятельность в данном возрасте занимает значительное место, то эмоциональное развитие детей средствами искусства необходимо осуществлять на основе подбора и проведения музыкальных и литературных дидактических игр, игр-драматизаций, творческих игр, праздников и развлечений.
Обеспечить эмоциональный комфорт в процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников возможно на основе объединения усилий всех участников образовательного процесса (родители, воспитатель, музыкальный руководитель).
Данные теоретического и практического исследований позволяют утверждать, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если реализованы следующие педагогические условия :
– разработана и применяется серия комплексных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, обогащающих знания старших дошкольников об эмоциях и чувствах и обучающих детей данного возраста способам выражения эмоций;
– произведения искусства отбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
– применяются разнообразные методы, формы и приемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства;
– организуется педагогическое просвещение родителей по данному вопросу.