Получи документы

Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

НИНА ОСЬКИНА
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория

«условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим

его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно

внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту

среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и

развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе

категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым

Публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет

совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования,

изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной

категории представлена в работах В. И. Андреева, который рассматривает

условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение

элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических

целей [24, c. 77].

Специфической чертой понятия «Педагогические условия» является то,

что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и

воспитания: цели, содержание, методы, формы средства.

А вот какие условия необходимы для успешной адаптации детей

младшего дошкольного возраста, рассмотрим далее.

По мнению Н. А. Иванова необходимым условием успешной адаптации

является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение

подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации :

1. Родительские собрания.

2. Анкетирование.

3. Беседы.

4. Посещения на дому.

5. Выставки.

6. Папки-передвижки.

7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я

умываюсь».

8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9. Консультации.

10. Клуб «Молодой семьи» [22, с. 109].

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует

установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу

выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать,

каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности [56, c. 127].

С. В. Кирилова считает, что работа с родителями. Организуя прием

вновь поступающих детей, придерживаемся следующей системы:

– регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком

является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть

ритмичным, согласованным с родителями.

– заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет

раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

– пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,

игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,

объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье

(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в

связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

– до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время

для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада,

посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время,

соответствующее концу завтрака;

– обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в

детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно

папа или бабушка (дедушка);

– помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время

пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,

реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день

пребывания в группе;

– вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению

детского сада;

– с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить

привыкание ребенка к новой обстановке;

– обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей -

потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия

окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать

любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.) [25, с. 46].

В. А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества

души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди

этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка»

[32, с. 7].

Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе

при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада

должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям

общественного воспитания.

Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям:

соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не

допускать, чтобы он брал в рот игрушки. Случается, что дети, приученные к

опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.

Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она

может быть причиной заболевания [43, с. 56].

К двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако,

многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только

жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно

формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание

«зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении

ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже

сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен

знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого

ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого,

жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед

воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует

созданию хорошего настроения у детей. При выборе педагогических

воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу,

немедленно выполнить указания [42, с. 33].

Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может

измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать

потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому

система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия

семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет

способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям

детского учреждения [55, с. 56].

Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его

выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.

Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный

вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с

группой, разговаривает с детьми. Отношение окружающих взрослых, их

воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка,

обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому

речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной,

негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно

обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные

наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют

выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков

словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к

взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный

контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание [42, с. 38].

Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко

учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять

потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять

поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное

общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период

адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны

речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметноигровых действий ребенка. [35, с. 23]

Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности

детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание

привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические

воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают

необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с

ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не

разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на

время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно

даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия [28, с. 46].

Н. В. Кирюхина считает, что при поступлении ребенка в группу,

воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное

состояние);

б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения,

подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые

действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,

положительное, или вообще отсутствует);

г) высказывание о желаемом [26, с. 113].

Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и

методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные

воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни

посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят

правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к

той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую

систему педагогических воздействий.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может

и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке

ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и

привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и

привычек требует от взрослых терпения и настойчивости [58, с. 55].

Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей

потребность в общении, познакомить с этапами развития.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на

котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации :

1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на

соответствующий возрасту режим;

2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен

владеть ребенок.

За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на

индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка,

как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.

[25, с. 15].

По мнению С. И. Максимова задача воспитателя принимать меры к

тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей

травмой для них, это можно достичь путем:

1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней

жизни, как в семье, так и в детском саду;

2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;

3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском

саду;

4) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с

его прошлым опытом и индивидуальными особенностями [28, с. 78].

Обязанность персонала группы – окружить каждого вновь

поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.

Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший

аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. В течение

периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением

ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности

ребенка).

В. А. Мижериков отмечает, что руководство процессом привыкания

детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с

организации их приема. Она включает:

1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп,

соблюдение норм комплектования;

2) продуманную расстановку кадров;

3) составление подвижного графика поступления детей в группу;

4) сбор данных о ребенке;

5) работу с семьей;

6) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения

ребенка в период адаптации [30, с. 440].

Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка,

обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное

развитие. Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид.

Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и

располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться. Одежда

ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного

раздевания и одевания - это одно из условий организации жизни ребенка в

группе [41, с. 46].

Павлова считает, что для организации условий жизни ребенка в группе

в период адаптации существуют определенные педагогические правила :

1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;

2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;

3) единство и постоянство требований со стороны всех лиц,

воспитывающих ребенка;

4) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;

5) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.

6) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку

неприятных ощущений;

7) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;

8) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному

участию в режимных процессах, к самостоятельности;

9) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на

его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;

10) при формировании режима и культурно – гигиенических навыков

соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в

усложнении требований [33, с. 10].

Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в

первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания,

беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей

в период адаптации, отменяются.

Следовательно, необходимым условием для эффективного руководства

процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является

продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место

занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям,

которые определяют его поведение.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации С введением Федерального государственного стандарта ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного.

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Уважаемые, коллеги! Всех с началом учебного года, творческих побед в работе! А у меня малыши! Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях.

Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС до Глава I. Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО. 1.1. Теоретические основы.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ» Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности,.

Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации Анализ существующих определений понятия «сопровождение» позволяет сделать важные выводы, имеющие особое значение в рамках нашего исследовании.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Для организации.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Справка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУСправка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ Задачи: - помочь детям преодолеть стрессовое.

Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова» статья.

Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 11:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем НИНА ОСЬКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД