Получи документы

Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

НИНА ОСЬКИНА
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория

«условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим

его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно

внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту

среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и

развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе

категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым

Публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет

совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования,

изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной

категории представлена в работах В. И. Андреева, который рассматривает

условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение

элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических

целей [24, c. 77].

Специфической чертой понятия «Педагогические условия» является то,

что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и

воспитания: цели, содержание, методы, формы средства.

А вот какие условия необходимы для успешной адаптации детей

младшего дошкольного возраста, рассмотрим далее.

По мнению Н. А. Иванова необходимым условием успешной адаптации

является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение

подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации :

1. Родительские собрания.

2. Анкетирование.

3. Беседы.

4. Посещения на дому.

5. Выставки.

6. Папки-передвижки.

7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я

умываюсь».

8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9. Консультации.

10. Клуб «Молодой семьи» [22, с. 109].

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует

установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу

выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать,

каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности [56, c. 127].

С. В. Кирилова считает, что работа с родителями. Организуя прием

вновь поступающих детей, придерживаемся следующей системы:

– регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком

является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть

ритмичным, согласованным с родителями.

– заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет

раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

– пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,

игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,

объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье

(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в

связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

– до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время

для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада,

посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время,

соответствующее концу завтрака;

– обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в

детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно

папа или бабушка (дедушка);

– помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время

пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,

реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день

пребывания в группе;

– вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению

детского сада;

– с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить

привыкание ребенка к новой обстановке;

– обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей -

потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия

окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать

любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.) [25, с. 46].

В. А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества

души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди

этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка»

[32, с. 7].

Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе

при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада

должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям

общественного воспитания.

Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям:

соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не

допускать, чтобы он брал в рот игрушки. Случается, что дети, приученные к

опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.

Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она

может быть причиной заболевания [43, с. 56].

К двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако,

многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только

жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно

формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание

«зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении

ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже

сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен

знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого

ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого,

жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед

воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует

созданию хорошего настроения у детей. При выборе педагогических

воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу,

немедленно выполнить указания [42, с. 33].

Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может

измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать

потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому

система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия

семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет

способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям

детского учреждения [55, с. 56].

Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его

выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.

Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный

вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с

группой, разговаривает с детьми. Отношение окружающих взрослых, их

воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка,

обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому

речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной,

негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно

обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные

наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют

выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков

словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к

взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный

контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание [42, с. 38].

Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко

учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять

потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять

поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное

общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период

адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны

речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметноигровых действий ребенка. [35, с. 23]

Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности

детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание

привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические

воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают

необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с

ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не

разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на

время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно

даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия [28, с. 46].

Н. В. Кирюхина считает, что при поступлении ребенка в группу,

воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное

состояние);

б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения,

подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые

действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,

положительное, или вообще отсутствует);

г) высказывание о желаемом [26, с. 113].

Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и

методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные

воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни

посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят

правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к

той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую

систему педагогических воздействий.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может

и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке

ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и

привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и

привычек требует от взрослых терпения и настойчивости [58, с. 55].

Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей

потребность в общении, познакомить с этапами развития.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на

котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации :

1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на

соответствующий возрасту режим;

2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен

владеть ребенок.

За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на

индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка,

как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.

[25, с. 15].

По мнению С. И. Максимова задача воспитателя принимать меры к

тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей

травмой для них, это можно достичь путем:

1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней

жизни, как в семье, так и в детском саду;

2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;

3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском

саду;

4) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с

его прошлым опытом и индивидуальными особенностями [28, с. 78].

Обязанность персонала группы – окружить каждого вновь

поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.

Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший

аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. В течение

периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением

ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности

ребенка).

В. А. Мижериков отмечает, что руководство процессом привыкания

детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с

организации их приема. Она включает:

1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп,

соблюдение норм комплектования;

2) продуманную расстановку кадров;

3) составление подвижного графика поступления детей в группу;

4) сбор данных о ребенке;

5) работу с семьей;

6) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения

ребенка в период адаптации [30, с. 440].

Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка,

обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное

развитие. Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид.

Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и

располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться. Одежда

ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного

раздевания и одевания - это одно из условий организации жизни ребенка в

группе [41, с. 46].

Павлова считает, что для организации условий жизни ребенка в группе

в период адаптации существуют определенные педагогические правила :

1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;

2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;

3) единство и постоянство требований со стороны всех лиц,

воспитывающих ребенка;

4) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;

5) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.

6) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку

неприятных ощущений;

7) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;

8) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному

участию в режимных процессах, к самостоятельности;

9) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на

его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;

10) при формировании режима и культурно – гигиенических навыков

соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в

усложнении требований [33, с. 10].

Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в

первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания,

беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей

в период адаптации, отменяются.

Следовательно, необходимым условием для эффективного руководства

процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является

продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место

занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям,

которые определяют его поведение.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации С введением Федерального государственного стандарта ДО большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного.

Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации Уважаемые, коллеги! Всех с началом учебного года, творческих побед в работе! А у меня малыши! Предлагаю вашему вниманию статью об особенностях.

Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС до Глава I. Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО. 1.1. Теоретические основы.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ» Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности,.

Особенности взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации Анализ существующих определений понятия «сопровождение» позволяет сделать важные выводы, имеющие особое значение в рамках нашего исследовании.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Для организации.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Справка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУСправка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ Задачи: - помочь детям преодолеть стрессовое.

Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова» статья.

Условия организации инклюзивного обучения детей в образовательной организации В статье описаны необходимые условия для организации инклюзивного обучения детей в образовательных организациях. Перечислены требования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 11:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем НИНА ОСЬКИНА (УИ 1009340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД