НИНА ОСЬКИНА
Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Уточним понятие «педагогические условия». В философии категория
«условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим
его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно
внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту
среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и
развиваются.
В современной педагогической и психологической литературе
категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым
Публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет
совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования,
изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной
категории представлена в работах В. И. Андреева, который рассматривает
условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение
элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических
целей [24, c. 77].
Специфической чертой понятия «Педагогические условия» является то,
что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и
воспитания: цели, содержание, методы, формы средства.
А вот какие условия необходимы для успешной адаптации детей
младшего дошкольного возраста, рассмотрим далее.
По мнению Н. А. Иванова необходимым условием успешной адаптации
является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение
подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации :
1. Родительские собрания.
2. Анкетирование.
3. Беседы.
4. Посещения на дому.
5. Выставки.
6. Папки-передвижки.
7. Алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я
умываюсь».
8. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9. Консультации.
10. Клуб «Молодой семьи» [22, с. 109].
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует
установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу
выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать,
каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности [56, c. 127].
С. В. Кирилова считает, что работа с родителями. Организуя прием
вновь поступающих детей, придерживаемся следующей системы:
– регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком
является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть
ритмичным, согласованным с родителями.
– заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет
раздеваться, где сидеть за столом, где спать.
– пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,
игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,
объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье
(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в
связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.
– до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время
для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада,
посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время,
соответствующее концу завтрака;
– обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в
детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно
папа или бабушка (дедушка);
– помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время
пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,
реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день
пребывания в группе;
– вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению
детского сада;
– с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить
привыкание ребенка к новой обстановке;
– обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей -
потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия
окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать
любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.) [25, с. 46].
В. А. Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества
души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди
этих качеств на первом месте - проникнуть в духовный мир ребенка»
[32, с. 7].
Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе
при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада
должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям
общественного воспитания.
Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям:
соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не
допускать, чтобы он брал в рот игрушки. Случается, что дети, приученные к
опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.
Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она
может быть причиной заболевания [43, с. 56].
К двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако,
многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только
жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно
формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание
«зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении
ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже
сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен
знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого
ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого,
жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед
воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует
созданию хорошего настроения у детей. При выборе педагогических
воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу,
немедленно выполнить указания [42, с. 33].
Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может
измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать
потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому
система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия
семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет
способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям
детского учреждения [55, с. 56].
Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его
выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.
Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный
вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с
группой, разговаривает с детьми. Отношение окружающих взрослых, их
воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка,
обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому
речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной,
негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно
обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные
наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют
выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков
словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к
взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный
контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание [42, с. 38].
Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко
учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять
потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять
поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное
общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период
адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны
речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметноигровых действий ребенка. [35, с. 23]
Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности
детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание
привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические
воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают
необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с
ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не
разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на
время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно
даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия [28, с. 46].
Н. В. Кирюхина считает, что при поступлении ребенка в группу,
воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:
а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное
состояние);
б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения,
подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые
действия);
в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное,
положительное, или вообще отсутствует);
г) высказывание о желаемом [26, с. 113].
Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и
методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные
воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни
посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят
правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к
той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую
систему педагогических воздействий.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может
и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке
ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и
привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и
привычек требует от взрослых терпения и настойчивости [58, с. 55].
Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей
потребность в общении, познакомить с этапами развития.
За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на
котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации :
1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на
соответствующий возрасту режим;
2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен
владеть ребенок.
За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на
индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка,
как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.
[25, с. 15].
По мнению С. И. Максимова задача воспитателя принимать меры к
тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей
травмой для них, это можно достичь путем:
1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней
жизни, как в семье, так и в детском саду;
2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;
3) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском
саду;
4) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с
его прошлым опытом и индивидуальными особенностями [28, с. 78].
Обязанность персонала группы – окружить каждого вновь
поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.
Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший
аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние. В течение
периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением
ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности
ребенка).
В. А. Мижериков отмечает, что руководство процессом привыкания
детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с
организации их приема. Она включает:
1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп,
соблюдение норм комплектования;
2) продуманную расстановку кадров;
3) составление подвижного графика поступления детей в группу;
4) сбор данных о ребенке;
5) работу с семьей;
6) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения
ребенка в период адаптации [30, с. 440].
Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка,
обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное
развитие. Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид.
Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и
располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться. Одежда
ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного
раздевания и одевания - это одно из условий организации жизни ребенка в
группе [41, с. 46].
Павлова считает, что для организации условий жизни ребенка в группе
в период адаптации существуют определенные педагогические правила :
1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;
2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;
3) единство и постоянство требований со стороны всех лиц,
воспитывающих ребенка;
4) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;
5) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.
6) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку
неприятных ощущений;
7) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;
8) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному
участию в режимных процессах, к самостоятельности;
9) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на
его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;
10) при формировании режима и культурно – гигиенических навыков
соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в
усложнении требований [33, с. 10].
Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в
первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания,
беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей
в период адаптации, отменяются.
Следовательно, необходимым условием для эффективного руководства
процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является
продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место
занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям,
которые определяют его поведение.