Беляева Наталья Георгиевна
Справка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ
Задачи:
- помочь детям преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к детскому саду;
- снизить тревогу, агрессию;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, игровые навыки и произвольное внимание;
- сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Публикация «Справка по итогам мониторингового исследования процесса адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Мониторинг
- Темочки
Исполнители: Попович Г. П., Беляева Н. Г., Никитина Е. А.
Объект исследования : дети от 1г. 2мес. до 2лет
Сроки проведения исследования : июль – октябрь
Для родителей в период адаптации были организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей : «Адаптация в детском саду», «Готовим малыша в детский сад» и другие. Консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактике заболеваемости.
Проведено родительское собрание на тему «Адаптация детей к ДОУ». Ежедневно родители получали индивидуальные консультации у воспитателей по любым интересующим их вопросам.
Информацию о детях группы мы получали через беседы с родителями и анкетирование.
Личные беседы помогли правильно построить работу с родителями и детьми. Из анкет мы узнали, как ласково называют ребенка дома, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, в какие игры любит играть.
Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями проходило немного раньше до поступления детей в ДОУ, но тоже в этом же помещении.
Т. е., дети по пятницам приходили вместе с родителями на 2 часа.
Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному на первом организационном собрании с учетом пожелания родителей воспитанников.
С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство.
Прием детей проходил постепенно.
В группе ДОУ была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.
В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу третьего месяца группа была сформирована и состояла из 16 человек.
Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили правила поведения во время приема пищи, с большим удовольствием принимали участие в совместных играх.
С детьми мы проводили целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности.
Нами были изготовлены дидактические игры по сенсорике.
В период адаптации мы приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.
Кроме того осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В процессе адаптации детей к ДОУ мы использовали следующее:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- колыбельные песни перед сном;
- игры с песком и водой;
- музыкальные игры;
- дидактические игры;
- театрализованная деятельность (настольный театр, тетр би-ба-бо, конусный театр, пальчиковый театр);
- потешки в сопровождении показа иллюстраций,тематических игрушек.
Все режимные моменты проводились в игровой форме, что позволило детям запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений.
Для того, чтобы дети легче адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.
В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы о процессе адаптации детей к ДОУ :
10 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В первые дни были недостаточно активны, иногда плакали, звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
У 5 детей адаптационный процесс прошёл в степени средней тяжести. Разлука с родителями сопровождалась слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после её ухода. От данных переживаний ребенка можно было отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключали внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась общая активность, возникали простудные заболевания. Постепенно дети освоили группу, включались в игры. Поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
У 2 детей адаптация проходила тяжело. Связано это с сильной привязанностью к маме. Дети часто плакали, устраивали истерики. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности: у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда вовсе не спали, капризничали. Дети постоянно звали маму, на каждый стук двери реагировали жалобным плачем. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
Острая фаза адаптации завершилась по истечении 4 месяцев.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое.
Таким образом, благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.