Елена Дмитриева
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий :
1. Выделить достаточно времени для деятельности.
2. Создать достаточный простор для движений.
3. Обеспечить подбор материала по всем видам деятельности.
4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате.
5. Во время любой деятельности использовать индивидуальное общение с ребенком.
Публикация «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни» размещена в разделах
Безопасность и доступность развивающей предметно-пространственной среды - важные условия организации самостоятельной деятельности детей.
Игра – основной вид деятельности детей. Она возникает по инициативе самого ребёнка. Всё время ребёнка занято игрой. Игра доставляет ему много радости. Он общается со сверстниками, взрослыми, познаёт окружающий мир. Дети тянутся к тем, кто с ними занимается, играет и сами начинают проявлять взаимные чувства.
Воспитатель должен, с одной стороны, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить его играть самостоятельно.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно направляет малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
Организуя самостоятельную деятельность детей, я особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между детьми. Показываю им, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни разнообразна : рассматривание книг, картинок, строительные игры, дидактические игры, предметная деятельность, сюжетные игры, элементы трудовой деятельности,
наблюдения.
Дети знают места хранения игрового материала, где взять нужную им для игры игрушку и куда положить обратно. Малыши играют в групповой комнате в любом удобном для них месте. Я слежу, чтобы они не мешали друг другу.
Во время самостоятельной деятельности внимательно наблюдаю, чтобы все дети были заняты, находились в бодром, спокойном состоянии.
Если я заметила тех детей, которые играют однообразно, с недостаточным интересом, использую индивидуальное общение с ребёнком. Обращаясь к ребёнку или группе детей, я говорю тихо, чтобы не отвлекать других, но не выпускаю из поля зрения остальных.
Дети любят играть со строительным материалом. Поэтому руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, я в присутствии малышей создаю разные сооружения, затем объединяю их в сюжетную постройку. Во время работы вслух планирую свои действия, объясняю, что собираюсь строить. Организую работу так, чтобы дети помогали мне, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, уточняю их представления о форме и величине предметов, поддерживаю интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Например, ребенок играет с игрушкой зайчиком, котенком. Я уточняю, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Совместно решаем: надо сделать из кубиков домик.
В активном участии воспитателя нуждаются и те дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им нужны указания взрослого. Например, ребёнок строит башенку, а она падает. Я объясняю, показываю, как нужно ставить кубики, чтобы они не падали. Они сооружают постройки на полу, на столе.
Но детей третьего года жизни уже надо побуждать выполнять самостоятельно знакомые действия. По окончании игры детей приучаю убирать игрушки на место.
Дети с огромным удовольствием играют в дидактические игры. С увлечением играют с пирамидками, матрёшками, счетными палочками, прищепками, ленточными ковриками и др. С дидактическими пособиями и игрушками дети играют самостоятельно, а некоторым требуется моя небольшая помощь.
В своей работе я использую как приобретенные игры в магазине, так и сделанные своими руками. Большую помощь в приобретении (пазлы, обучающие карточки «Ферма», «Домашние животные», «Дикие животные»,лото, деревянное лото, развивающая игра по ПДД «Говорящий плакат») и изготовлении различных развивающих игр нам оказывают родители. Они сделали игры – шнуровки, ленточные коврики для развития моторики; игры с прищепками разных цветов. Так же собрали для познавательной деятельности коллекции из различных тканей для развития тактильных ощущений у детей.
Детские впечатления получают отражение в сюжетных играх. Для того, чтобы сюжетная игра была разнообразной по содержанию, в группе имеются различные игрушки: куклы, посуда, кукольная одежда, муляжи овощей и фруктов и т. д. Для обогащения сюжетных игр мы вместе с детьми рассматриваем игрушки, производим с ними сюжетные действия: кормим куклу, укладываем спать, умываем, стираем белье. Совместные игры воспитателя и детей – метод обогащения их деятельности.
Если кто-то из детей играет без интереса, неактивно, подсаживаюсь к нему, задаю вопросы ему по ходу игры, вызываю воспоминания. Это обогащает игру, развивает память и речь малыша. Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, я очень тактично отношусь к интересам детей, не мешаю возникновению самостоятельной игры.
Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения. Объекты наблюдений у нас в группе – это рыбки в аквариуме, растения, цветы. Рассматривая вместе с детьми окружающее, я вызываю у них желание наблюдать самостоятельно, рассказывать друг другу. Если вижу, что ребенок за чем-то наблюдает, его поддерживаю, помогаю ему увидеть в наблюдаемом объекте главное, существенное. При этом дети задают вопросы, что свидетельствует об уровне их познавательной деятельности.
В работе использую книги, серии картинок, которые стоят на полочке в группе. Детям нравится рассматривать иллюстрации в книжках. С удовольствием рассматривают тематические альбомы. Стремлюсь к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили, рассказывали по ним. Если вижу, что у ребенка исчез интерес к книге, я сама подключаюсь и своим участием поддерживаю интерес малыша, или же переключаю его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.
Особое место занимают действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Например, дети вместе со мной кормят рыбок, поливают комнатные растения. Делают они это с большим удовольствием. Но поручение предлагаю ребенку не для того, чтобы только чем-то занять его. Оно является одним из средств трудового воспитания. Например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать». Также предлагаю детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинь стульчик, чтобы Ульяне было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава»). Я не только прошу ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости даю совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички» В этом примере заключены и поручения, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей. Так дети привыкают принимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.
Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения. В группе достаточно места для свободного перемещения. Имеются игрушки, побуждающие детей к движениям : мячи, кегли, трехколесный велосипед, игрушечные автомобили, игрушки-каталки. Под моим контролем играют в мяч, не бросают его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей, а также показываю, какие движения нужно делать. Даю различные посильные поручения – что-то принести или отнести. Такие приемы расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, повышают двигательную активность.
Важным элементом образовательного процесса являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом чередую спокойную и двигательную деятельность. Больше времени предоставляю для самостоятельной деятельности детей, обеспечив наличие разнообразного игрового материала и инвентаря. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода. Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой.
Зимой - катание на санках, на горке с помощью воспитателя. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем.
Моя роль заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).
Чтобы обеспечить необходимые условия для детей надо знать интересы каждого ребенка.
Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.