Татьяна Беляева
Консультация «Педагогические правила поощрения и наказания»
▼ Скачать
«Педагогические правила поощрения и наказания».
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее.
По своему действию похвала похожа на наркотик, т. е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна!
-Не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т. д.);
-Не хвалить больше двух раз за одно и то же;
-Не хвалить из жалости;
-Не хвалить из желания понравиться.
Типы похвалы
Публикация «Консультация „Педагогические правила поощрения и наказания“» размещена в разделах
1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. "Аванс" – это похвала за то, что будет. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда, то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь.
Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
Рекомендуемые формы наказания :
-вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т. п. ;
-лишение поощрений и привилегий;
-осуждение поведения;
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если, кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан, значит, прощен страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремитесь переделывать ребенка, а также не допускайте, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!