Светлана Никитина
Консультация «Некоторые педагогические подходы в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые педагогические подходы в воспитании детей.
Большое значение в воспитании детей, особенно младшего возраста, имеет личность взрослого. Доброжелательность, спокойное, равное отношение всех членов семьи и педагогов дошкольного учреждения, единство требований- залог успешного состояния детей, их эмоционального благополучия.
Публикация «Консультация „Некоторые педагогические подходы в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Дети раннего возраста эмоционально внушаемы, им легко передаётся настроение окружающих. Повышенный тон, резкие переходы от ласки к раздражению отрицательно влияют на их поведение. Поэтому общение с детьми должно быть ровным, спокойным.
Несогласованность и непостоянство в требованиях ведут к тому, что ребёнок теряет ориентировку, не понимая, как он должен действовать. Более возбудимые дети, которым труднее сдерживать себя, перестают подчиняться требованиям взрослых; более «сильные» пытаются приспосабливаться, каждый раз меняя своё поведение, что является для них сложной задачей.
Принимая ребёнка в группу, воспитатель получает все сведения о нём от врача и родителей. В период адаптации не следует резко нарушать того, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки не совсем правильные. Например, дома ребёнок привыкал с пустышкой и укачиванием - это следует сделать в первые дни и в детском саду. Однако воспитатель должен терпеливо объяснить родителям, какие навыки, умения нужно формировать у детей и какими методами при этом пользоваться.
Очень важно правильно пользоваться запретами и разрешениями. Такие крайности, как частые «нельзя» или разрешение делать всё, что захочется, вредны для малыша. В первом случае ребёнок должен себя постоянно сдерживать, что для него черезвычайно трудно, во втором случае он не чему не обучается.
Запреты, которые предъявляются детям, следует обосновывать, и взрослый должен спокойно требовать их выполнения. Никогда нельзя разрешать то, что раньше запрещалось (например, садиться есть с немытыми руками, подходить к открытому окну, горячей плите и т. п.). Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что ребёнку дозволено делать.
При предъявлении требований следует учитывать возраст ребёнка. То, что может быть доступно старшим дошкольникам, непосильно для малышей. Так, например, детям раннего возраста трудно длительное время ждать, сохранять одну и ту же позу. Неправильно поступают те воспитатели, которые за долго до еды сажают детей за стол, требуя, чтобы они спокойно сидели. Недопустимо, чтобы дети ждали своей очереди одеваться на прогулку. Это бывает в том случае, если одновременно одеваются все малыши, но они ещё не могут себя обслуживать.
Очень важно с раннего возраста формировать самостоятельность. Едва научившись говорить, ребёнок обращается к взрослому со словами «я сам» Эту потребность в активности следует всячески поддерживать. Если дети сами пытаются преодолевать какие-то трудности, не нужно торопиться сразу им помочь. Стремление добиться желаемого результата не только формируют определённые умения, но доставляют ребёнку большую радость, развивает такие ценные черты характера, как инициативность, самостоятельность, терпеливость.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение их деятельности. Ребёнок в раннем возрасте не может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Это непосильно для малыша и вызывает у него резкий протест. Так происходит, например, когда взрослый требует немедленно прекратить игру, немедленно идти есть и спать. Но как охотно подчиняется ребёнок взрослому, если тот всё делает постепенно: предлагает закончить игру, положить игрушки на место и дать установку на новый вид деятельности, сделав всё для ребё нка привлекательным: «Сейчас пойдём умываться душистым мылом. А на обед - вкусные оладушки, ты мне поможешь поставить тарелки на стол».
Следует учитывать и индивидуальные особенности детей : одни быстро утомляются, и им необходима частая смена спокойных и подвижных игр, другие очень активны, сами вступают в контакт с окружающими; одни засыпают очень медленно и только в присутствии воспитателя, другие, наоборот, быстро и без всяких проблем. Во время игры одни дети легко выполняют задания, все вопросы решают самостоятельно, другие требуют помощи и поддержки.
Знание индивидуальных особенностей ребёнка помогает воспитателю не только найти правильный подход в какой –то конкретной ситуации, но и даёт возможность спрогнозировать свои дальнейшие действия.
Таким образом, единые посильные требования родителей и воспитателей, соблюдение режима дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и занятий создают благоприятную здоровую обстановку для формирования эмоционального уравновешенного поведения детей.