Елена Кононова
Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений». Из опыта совместной работы музыкального руководителя и социального педагога.
1
Публикация «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов. Глубина осмысления текста зависит от точности и яркости воссозданных образов. А яркость создаваемого образа зависит от силы впечатления от прочитанного. Музыка и слово – средства восприятия, их объединяет интонация. Музыка – искусство интонации. Драматизация – тоже средство творческого восприятия, но и интерпретации литературного произведения. От глубины восприятия зависит успех драматизации.
Детей двух групп (старшая и смешанная средняя – старшая) познакомили со сказкой В. Г. Сутеева «Разные колеса». С детьми первой группы было проведено комплексное музыкальное занятие с рисованием. Затем детей обеих групп познакомили со сценарием музыкальной сказки «Четыре разных колеса» и с музыкой к ней. Затем был поставлен музыкальный спектакль «Четыре разных колеса». С детьми вновь были проведены комплексные музыкальные занятия с рисованием с целью выявления глубины осмысления рассказа и спектакля.
1 группа детей:
Дети рисовали до работы над спектаклем.
Возраст: 6 лет
Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Так как сказка небольшая по объему и содержанию, то никаких уточняющих вопросов детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были короткими, эмоционально спокойными.
2 группа детей:
Дети рисовали на следующий день после выступления в спектакле.
Возраст: 5-6 лет
Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им были предложены вопросы по спектаклю, который они поставили по этой сказке и который был ими представлен накануне.
1. Мы поставили спектакль точно по сказке или изменили сказку?
Ответ: изменили
2. Чем спектакль отличается от сказки?
Ответы: Мышка вместо мухи. У героев были помощники: другие ежи, лягушки, петушки.
Детям предложили вспомнить танцы из спектакля (Танец лягушек, танец ежей, танец петухов)
Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Никаких уточняющих вопросов по содержанию или героям детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были эмоционально насыщенными, яркими. У педагогов появилось опасение, что для претворения замысла у детей может не хватить возможностей (навыков)
1 группа детей: (после того, как они также подготовили спектакль и выступили в нем)
Детям вновь предложили нарисовать по сказке и спектаклю. В рисунках появились изображения колес, телеги. Три ребенка, исполнявшие в спектакле танец с листьями, изобразили осенний лес.
Анализ работ показал:
1. Дети первой группы изобразили на своих рисунках понравившегося героя, но чаще не себя. Всего несколько работ, где ребенок исполнявший, например, роль ежа, нарисовал ежей. Это характерно и для второй группы детей.
2. В большинстве работ детей первой герой изображен один. Всего в нескольких работах изображены петушок и ежик, петушок и лягушка, ежик и лягушка.
3. В двух работах детей первой группы есть изображение телеги.
4. Изображение колес в рисунках детей первой группы отсутствует.
5. Дети второй группы в большинстве случаев изображали героя с помощниками (три ежа, три лягушки, 2 петушка)
6. Дети второй группы старались показать героя в движении (в танце) Например: ежи с колючками вверх и ежи с колючками вниз, как бы переворачивающиеся.
7. На многих рисунках детей второй группы присутствует телега.
8. Изображение колес присутствует в большинстве рисунков детей второй группы.
9. Ни в первой, ни во второй группе не было рисунков, очеловечивающих героев (лягушка в переднике, ежик в рубахе и т. д.)
Вывод:
1. Участие в спектакле помогло детям более полно понять содержание сказки и ее смысл (В рисунках стали появляться изображения колес, телеги)
2. У детей, рисовавших после спектакля, возникли более яркие образы, которые они пытались воплотить в рисунке. («Нарисую много лягушек, целый хоровод»)
2
Так как возникшие под влиянием спектакля яркие образы не все дети смогли выразить в рисунках из-за недостатка необходимых навыков и умений в связи с возрастом, было решено привлечь родителей.
Педагоги и родители должны были помочь детям выразить в рисунках образы, возникшие у них после прочтения художественного произведения.
Возникновению образов должны были помочь музыка и иллюстрации художников к произведению. Выбор пал на «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина и музыку Н. Римского – Корсакова. Выбор определялся тем, что если родители дома вместе с детьми посмотрят мультипликационный фильм или художественный фильм «Сказка о царе Салтане», то музыка в обоих фильмах звучит Римского – Корсакова.
Была разработана и применена педагогическая технология на основе материалов А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений».
Материалами для первичной диагностики послужили результаты комплексных занятий.
Технология осуществлялась в 3 этапа.
1 этап. Подготовительный:
Цель:
Активизация процесса художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала.
(Портреты Пушкина и Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке, беседы о поэте и композиторе, о знакомых произведениях и т. д.)
2 этап.
Цель:
Организация процесса восприятия литературного произведения с использованием музыки.
Детям в ДОУ была прочитана «Сказка о царе Салтане». Их познакомили с музыкой Римского-Корсакова. («Три чуда». «Полет шмеля»)
3 этап:
Цель:
Подготовка родителей к совместной деятельности с детьми.
Цель:
Выразить в рисунке образы и понимание сказки.
Были проведены для родителей:
1. Музыкальная гостиная по музыке Н. Римского – Корсакова
2. Консультация по выполнению совместных работ
В ходе консультации были даны рекомендации по просмотру мультфильма и беседе по его содержанию, а также рекомендации по выполнению совместной работы.
Необходимо отметить, что родители приняли активное участие. Большим стимулом стало намерение представить работы в виде выставки.
Оформлением выставки занимались не только педагоги, но и родители так же внесли свой посильный вклад (подготовили место для выставки, оформили свою работу)
Педагоги вместе с детьми развесили работы, при этом рассматривали и беседовали о каждой из них, выражая свое восхищение и радость, побуждая детей гордиться собой и своей семьей.
Выставка является итоговой диагностикой.
Цель итоговой диагностики:
Изучить особенности восприятия и понимания детьми «Сказки о царе Салтане»
Анализ работ показал:
1. У детей возникли яркие образы, которые они смогли воплотить в работе с помощью родителей, следовательно, и глубина осмысления текста сказки детьми достаточно высока.
2. В большинстве работ нашли отражение эпизоды сказки, подкрепленные музыкальными переживаниями.
3. Во всех работах видны эмоциональное отношение детей к героям сказки, понимание содержания произведения, понимание характера героев.
Вывод:
Использование музыки развивает художественное восприятие литературных произведений у дошкольников.