МААМ-картинки

Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений

Елена Кононова
Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

«Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений». Из опыта совместной работы музыкального руководителя и социального педагога.

1

Публикация «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений» размещена в разделах

Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов. Глубина осмысления текста зависит от точности и яркости воссозданных образов. А яркость создаваемого образа зависит от силы впечатления от прочитанного. Музыка и слово – средства восприятия, их объединяет интонация. Музыка – искусство интонации. Драматизация – тоже средство творческого восприятия, но и интерпретации литературного произведения. От глубины восприятия зависит успех драматизации.

Детей двух групп (старшая и смешанная средняя – старшая) познакомили со сказкой В. Г. Сутеева «Разные колеса». С детьми первой группы было проведено комплексное музыкальное занятие с рисованием. Затем детей обеих групп познакомили со сценарием музыкальной сказки «Четыре разных колеса» и с музыкой к ней. Затем был поставлен музыкальный спектакль «Четыре разных колеса». С детьми вновь были проведены комплексные музыкальные занятия с рисованием с целью выявления глубины осмысления рассказа и спектакля.

1 группа детей:

Дети рисовали до работы над спектаклем.

Возраст: 6 лет

Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Так как сказка небольшая по объему и содержанию, то никаких уточняющих вопросов детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были короткими, эмоционально спокойными.

2 группа детей:

Дети рисовали на следующий день после выступления в спектакле.

Возраст: 5-6 лет

Дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Разные колеса» с демонстрацией иллюстраций на мультимедийном оборудовании. Затем им были предложены вопросы по спектаклю, который они поставили по этой сказке и который был ими представлен накануне.

1. Мы поставили спектакль точно по сказке или изменили сказку?

Ответ: изменили

2. Чем спектакль отличается от сказки?

Ответы: Мышка вместо мухи. У героев были помощники: другие ежи, лягушки, петушки.

Детям предложили вспомнить танцы из спектакля (Танец лягушек, танец ежей, танец петухов)

Затем им предложили пройти в группу и нарисовать по сказке в соответствии с их желаниями. Никаких уточняющих вопросов по содержанию или героям детям не задавалось. Но до момента рисования велось наблюдение за детьми, которые делились замыслами. Обсуждения были эмоционально насыщенными, яркими. У педагогов появилось опасение, что для претворения замысла у детей может не хватить возможностей (навыков)

1 группа детей: (после того, как они также подготовили спектакль и выступили в нем)

Детям вновь предложили нарисовать по сказке и спектаклю. В рисунках появились изображения колес, телеги. Три ребенка, исполнявшие в спектакле танец с листьями, изобразили осенний лес.

Анализ работ показал:

1. Дети первой группы изобразили на своих рисунках понравившегося героя, но чаще не себя. Всего несколько работ, где ребенок исполнявший, например, роль ежа, нарисовал ежей. Это характерно и для второй группы детей.

2. В большинстве работ детей первой герой изображен один. Всего в нескольких работах изображены петушок и ежик, петушок и лягушка, ежик и лягушка.

3. В двух работах детей первой группы есть изображение телеги.

4. Изображение колес в рисунках детей первой группы отсутствует.

5. Дети второй группы в большинстве случаев изображали героя с помощниками (три ежа, три лягушки, 2 петушка)

6. Дети второй группы старались показать героя в движении (в танце) Например: ежи с колючками вверх и ежи с колючками вниз, как бы переворачивающиеся.

7. На многих рисунках детей второй группы присутствует телега.

8. Изображение колес присутствует в большинстве рисунков детей второй группы.

9. Ни в первой, ни во второй группе не было рисунков, очеловечивающих героев (лягушка в переднике, ежик в рубахе и т. д.)

Вывод:

1. Участие в спектакле помогло детям более полно понять содержание сказки и ее смысл (В рисунках стали появляться изображения колес, телеги)

2. У детей, рисовавших после спектакля, возникли более яркие образы, которые они пытались воплотить в рисунке. («Нарисую много лягушек, целый хоровод»)

2

Так как возникшие под влиянием спектакля яркие образы не все дети смогли выразить в рисунках из-за недостатка необходимых навыков и умений в связи с возрастом, было решено привлечь родителей.

Педагоги и родители должны были помочь детям выразить в рисунках образы, возникшие у них после прочтения художественного произведения.

Возникновению образов должны были помочь музыка и иллюстрации художников к произведению. Выбор пал на «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина и музыку Н. Римского – Корсакова. Выбор определялся тем, что если родители дома вместе с детьми посмотрят мультипликационный фильм или художественный фильм «Сказка о царе Салтане», то музыка в обоих фильмах звучит Римского – Корсакова.

Была разработана и применена педагогическая технология на основе материалов А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений».

Материалами для первичной диагностики послужили результаты комплексных занятий.

Технология осуществлялась в 3 этапа.

1 этап. Подготовительный:

Цель:

Активизация процесса художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

(Портреты Пушкина и Римского – Корсакова, иллюстрации к сказке, беседы о поэте и композиторе, о знакомых произведениях и т. д.)

2 этап.

Цель:

Организация процесса восприятия литературного произведения с использованием музыки.

Детям в ДОУ была прочитана «Сказка о царе Салтане». Их познакомили с музыкой Римского-Корсакова. («Три чуда». «Полет шмеля»)

3 этап:

Цель:

Подготовка родителей к совместной деятельности с детьми.

Цель:

Выразить в рисунке образы и понимание сказки.

Были проведены для родителей:

1. Музыкальная гостиная по музыке Н. Римского – Корсакова

2. Консультация по выполнению совместных работ

В ходе консультации были даны рекомендации по просмотру мультфильма и беседе по его содержанию, а также рекомендации по выполнению совместной работы.

Необходимо отметить, что родители приняли активное участие. Большим стимулом стало намерение представить работы в виде выставки.

Оформлением выставки занимались не только педагоги, но и родители так же внесли свой посильный вклад (подготовили место для выставки, оформили свою работу)

Педагоги вместе с детьми развесили работы, при этом рассматривали и беседовали о каждой из них, выражая свое восхищение и радость, побуждая детей гордиться собой и своей семьей.

Выставка является итоговой диагностикой.

Цель итоговой диагностики:

Изучить особенности восприятия и понимания детьми «Сказки о царе Салтане»

Анализ работ показал:

1. У детей возникли яркие образы, которые они смогли воплотить в работе с помощью родителей, следовательно, и глубина осмысления текста сказки детьми достаточно высока.

2. В большинстве работ нашли отражение эпизоды сказки, подкрепленные музыкальными переживаниями.

3. Во всех работах видны эмоциональное отношение детей к героям сказки, понимание содержания произведения, понимание характера героев.

Вывод:

Использование музыки развивает художественное восприятие литературных произведений у дошкольников.

Публикации по теме:

Творчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыкуТворчество при восприятии классической музыки. Рисование на песке под музыку Пояснительная записка Музыка чиста, как ребенок, и мудра, как глаза старца. Подобно дождю, она капля за каплей, просачивается в сердце.

Воспитание любви к Родине с помощью литературных произведений Как приобщить ребёнка к книге – сегодня особенно актуален этот вопрос. Проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень.

Картотека литературных произведений для детей по ПДД .3 часть Я. Пишумов «Песенка о правилах» Везде и всюду правила Их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходят в рейс.

Конспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группыКонспект доминантного занятия по восприятию музыки «В мире музыки» с детьми подготовительной группы «В МИРЕ МУЗЫКИ» ХОД ЗАНЯТИЯ. Дети вбегают в зал под музыку «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» П. И. ЧАЙКОВСКОГО. М. Р. Ребята, я очень рада встречи с вами. Посмотрите.

Квест как новая педагогическая технология в ДОУ В наше время образовательная система ДОУ обогащается современными технологиями, формами, методами и приемами взаимодействия с дошкольниками,.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология технология в ДОУ Алекберова Т. И. старший воспитатель МАДОУ №161 «Ёлочка» Г. Улан-Удэ, Республика Бурятия Аннотация: в статье раскрывается реализация музейной.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Фотоотчет «Педагогическая технология «Клубный час»Фотоотчет «Педагогическая технология «Клубный час» Клубный час- это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая 15 лет в нескольких ДОУ г. Москвы. Опыт использования.

Педагогическая технология «Клубный час» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области Педагогическая.

Педагогическая технология в ДОУ «Клубный час» Педагогическая технология в ДОУ - «Клубный час» Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 17:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология использования музыки при восприятии детьми литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кононова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД