Папки-передвижки

Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования (5 фото)

Алла Пигарёва
Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования дошкольной ступени, набирает темпы создание новых форм обучения, новых направлений воспитания личности. Модернизация образования несёт переосмысление ценностей и призвана раскрывать индивидуальный возрастной потенциал каждого воспитанника.

Ведущим направлением деятельности педагога дошкольного учреждения является необходимость определения индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности. Не всегда ребёнок бывает подготовлен к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенным ожиданиям со стороны родителей, отрицательной оценке педагога, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или в неосознанном взгляде.

Публикация «Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования» размещена в разделах

Обучать ребёнка тому, как определять уровень своих способностей, необходимо с раннего возраста. Для этого и родители, и педагоги должны научиться чётко разграничивать личностные черты и особенности развития малыша.

В этой связи возникает потребность обратиться к понятию "педагогическая поддержка".

Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующего самостоятельного решения им своей проблемы. Всё это можно выразить в формулировке, предложенной М. Монтессори: "Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам".

Тема, которую я сформулировала для себя как основу моей дальнейшей педагогической деятельности, звучит как "Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования». Я предположила, что прекрасным средством развития личности могут служить занятия по обучению детей рисованию. Когда мои воспитанники достигли возраста 3,5 - 4 лет, я обратила внимание на нежелание детей рисовать. Они не хотели достаточно долго и увлечённо отдаваться этому занятию. Как выяснилось позже, неуверенность в своих силах явилась причиной этого нежелания. Для ребят показалось слишком сложно, непонятно, поэтому и скучно создавать рисунки по собственному замыслу. Потому что дети этого возраста ещё не обладают достаточным сенсорным опытом для создания "объёмного" зрительного образа с множеством мелких деталей.

Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки, общественное развитие требует от маленького человека нового взгляда на современную действительность. Мы, взрослые, должны готовить детей к новой жизни, к принятию самостоятельных решений по выходу из различных жизненных ситуаций.

Выдвинув предположение, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию детей, я попыталась сформулировать, что им это даст:

- в первую очередь, они позволят ребёнку импровизировать, передавать в рисунке собственное виденье мира;

- во-вторых, они предполагают свободу действия, а значит самостоятельности, самовыражения;

- в-третьих, занятия по рисованию тесно связаны с другими образовательными дисциплинами : коммуникацией, познанием, музыкальным воспитанием;

- в-четвёртых, рисуя, дети получают много положительных эмоций;

и далее:

- мир взрослых, природы и предметного окружения становится ближе, интереснее и понятнее;

- формируется непринуждённое общение между детьми и воспитателями, что влечёт за собой доверительное сотрудничество;

- ребёнок, увлечённый художественной деятельностью, чувствует себя увереннее.

А нам, педагогам, в свою очередь, откроется возможность:

- каждого ребёнка рассматривать как личность;

-работать плодотворнее, чувствуя детский азарт и интерес;

- ощутить большее доверие воспитанников к себе;

- стать добрее, умнее и мудрее, почувствовать желание сделать что-то большее.

Поэтому просто необходимо увлечь ребёнка рисованием, показать ему всю многогранность, многоцветие, разнообразие окружающего мира, помочь увидеть и понять самого себя в этом мире.

Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования

Стремясь вовлечь малыша в мир художественного творчества, нам не обойтись без помощи родителей, так как формирование интересов ребёнка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Родители помогут скоординировать личностный подход к каждому из детей: рассказать как ведёт себя ребёнок вне стен образовательного учреждения, чем он увлекается и интересуется, какой вид деятельности ему больше по душе, как реализует свои навыки и умения дома, часто ли рисует, и какой способ рисования ему ближе, сколько по времени у него занимает занятие рисованием, рассуждает ли он о том, что нарисовал (рисунок носит мотивированный характер или спонтанный, и многое другое.

Ребёнок, который хочет и может рисовать много и долго, должен всегда иметь под рукой всё для этого необходимое: удобное рабочее место, различные краски, карандаши, фломастеры, трафареты, кисти, детские книги обучающего содержания, образцы, а главное, поощрение и поддержку окружающих людей, как в детском саду, так и дома.

Фото №1 Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования дошкольной ступени набирает темпы создание новых форм обучения новых направлений воспитания личности

Поэтому отдельным пунктом моей комплексно-целевой программы является работа и тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Здесь мною подразумеваются:

- консультации по данной проблеме. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Время проведения и тематика плановых консультаций намечаются заранее. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей. ;

- групповые собрания как основная форма работы с родителями. Здесь родителей можно познакомить с целями и задачами, которые я намечаю для себя в процессе обучения детей рисованию. ;

- индивидуальные беседы. Они позволяют дать родителям конкретные советы. ;

- творческие мастерские. Это практическая работа, основанная на показе различных способов и приёмов рисования. ;

- дни открытых дверей. Прежде всего, это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни, обучении и воспитании ребёнка. ;

- организация выставок совместных работ воспитанников и их родителей;

- организация походов в музее и на выставки;

- оформление тематических альбомов, творческих уголков;

- организация совместных мероприятий (досугов, развлечений) в стенах образовательного учреждения;

- участие в районных и городских конкурсах детского рисунка.

Фото №2 Модернизация образования несёт переосмысление ценностей и призвана раскрывать индивидуальный возрастной потенциал каждого воспитанника

Также я с удовольствием поделюсь своим опытом и настроением с коллегами. Особое место здесь может занимать работа с молодыми специалистами, которые больше владеют теоретическими знаниями, нежели практическими навыками. Они должны увидеть и почувствовать на себе, что перепачкаться красками совсем не страшно и даже весело. Ведь главное получить удовольствие от общения с красками и друг с другом, прикоснуться к миру творчества и вдохновения, ощутить себя свободным, не скованным рамками правил, условностей и строгих требований. Организация педагогической мастерской призвана заинтересовать коллег в поиске новых путей личностного подхода к каждому ребёнку. В непринуждённой обстановке легче делиться новыми мыслями, идеями, перенимать опыт друг друга, советоваться о том, как и из чего можно изготовить материалы для уголков изобразительной деятельности в своих группах. Потом своё настроение коллеги смогут перенести на воспитанников, заразить их творческим азартом.

Занятия художественной деятельностью с малышами предполагают непринуждённость в общении и поведении. Таким образом ребёнок раскрепощается, забывает о своих неудачах, абстрагируется от всего негативного. Педагога, который стремиться дать возможность ребёнку показать себя, реализовать свои истинные способности, не назовёшь человеком равнодушным, заинтересованным лишь в достижении конечного положительного результата.

Фото №3 Ведущим направлением деятельности педагога дошкольного учреждения является необходимость определения индивидуальных особенностей сильных и слабых сторон личности

В повседневной работе с детьми не следует забывать о сохранении их здоровья, как физического, так и психического. Наряду с созданием благоприятной эмоциональной среды необходимо позаботиться о том, чтобы малыш физически чувствовал себя комфортно. Занятия и беседы на свежем воздухе, регулярные проветривания, достаточная освещённость, правильно организованное рабочее место, свобода двигательной активности и многое другое - неотъемлемые условия для полноценного развития личности.

Но главное, ребёнок должен жить и развиваться в "пространстве любви". Нормой должна быть любовь к ребёнку, душевная теплота, отзывчивость, терпимость и терпение, умение говорить с ним по-товарищески (без "сюсюканья" и панибратства, умение слушать и услышать, уважение достоинства, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, признание права на свободу выбора, самовыражения, поощрение и одобрение самостоятельности.

Фото №4 Публикация Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования размещена в разделах Развитие ребенка
Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Роль методической деятельности в создании имиджа современного педагога ДОУ Имидж - от лат. imago - образ. Каков же имидж современного педагога дошкольного учреждения? Профессионал, Человек, Личность. Говоря словами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 11:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования» (включая файлы) размещена пользователем Алла Пигарёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД