Елена Зорина
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Педагог (ФИО) :Зорина Елена Александровна
Образовательная область: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое.
Возрастная группа : подготовительная группа
Тема занятия : Народные игрушки.
Концептуальные основы непосредственно-образовательной деятельности.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Народные игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
1. Цель: Познакомить детей с народными игрушками.
2. Программные задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с народными игрушками как одной из форм декоративно-прикладного искусства. Учить делать куклу из ткани «Желанница».
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развиватьвнимание память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
3. Предварительная работа: подбор наглядного материала, пословицы, поговорки.
4. Оборудование, материал: короб, народные игрушки, ткань.
5. Планируемый результат: дети знают русские народные игрушки;
-умеют играть в русские народные игры;
- умеют делать из ткани куклу.
Организационный момент:
1. Приглашаю детей в зал.
2. Беседа.
Дети заходят в зал.
- Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнеерасполагайтесь!
Редкий гость – никогда не в тягость!
Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем?
- Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь-матушка. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать?
Так слушайте:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
-Русский народ славен дружбой и силой. А еще говорят, что он радушный и гостеприимный. Как вы это понимаете?
-Русский народ дружный и отзывчивый - как вы это понимаете. Дружный и отзывчивый.
-Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Раньше все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. И даже делали игрушки.
В старину дети играли совсем в другие игрушки.
Игрушки делали из ткани, дерева, кости, соломы, глины, соленого теста.
Основная часть
-У меня есть волшебный коробок. Как вы думаете, что в нем находится.
-Правильно, в нем игрушки.
Давайте-ка вместе с вами и рассмотрим эти игрушки.
- Как называется эта игрушка?
-Да, это матрешка! Что знаете о матрешке?
-Из чего сделана матрешка?
(Рассказ воспитателя)
- Одна из самых любимых игрушек детей. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом – Посаде. Очень давно привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам и мастерам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только у нас - это была розовощёкая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Она была раскрашена ярко. Внутри игрушки находились ещё 5 или 7 фигурок девочек. Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространённым на Руси. Новая необычная игрушка очень понравилась детям, и взрослым. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Её дарят друзьям на долгую память. Ее знают во всём мире, дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.
(воспитатель достает другую игрушку)
-Как называется эта игрушка?
- Да, это барыня. Как вы думаете из чего делали такие игрушки?
-Глиняные игрушки чем-то похожи, но все они разные, т. к. изготовлены в разных концах нашей земли: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново. Раскрашенные яркими красками. «Барыня»-это дымковская игрушка. Одета в расписной сарафан,на голове «кокошник».
(воспитатель достает другую игрушку)
- Как называется эта игрушка? Из чего она сделана?
-Да, правильно, это деревянные игрушки и режутся они из липы, у которой мягкая древесина.
Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки вБогородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».
(воспитатель достает другую игрушку)
- Как называется эта игрушка? Из чего она сделана? Эта кукла сделана из лыка, а называется она «десятиручка»
-Эту куклу дарили женщинам в качестве пожелания везде успеть и все сделать. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой.
(воспитатель достает другую игрушку)
- А эту игрушку знаете? Из чего она?
Называется эта кукла «Бессоница»
В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, делала вот такую куклу и клала ее в колыбель, приговаривая : «Сонница-бесонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой…»
(воспитатель достает другую игрушку)
- Были и вот такие куклы. Знаете как они называются? А из чего они?
Называются «Неразлучники». Такую куклу дарили жениху и невесте на свадьбе. Во-первых у кукол одна общая рука. Это символ готовности мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горести. Чаще всего их делали красного цвета. Цвет- жизни.
(Проводится игра «Золотые ворота»
Для снятия напряжения)
-Все игрушки делились на три вида: игровые, обрядовые, обереговые.
-Их изготавливали с любовью.
-А давайте-ка мы с вами сделаем вот такую куклу называется она «Желанница», проходите в мою мастерскую.
- Чтоб нам было не скучно, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Делу – время, потехе – час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Заключительная часть занятия :
Формы и методы по закреплению полученных знаний:
-Оценка деятельности детей.
-Сюрпризный момент – подарки.
- Какие вы сегодня молодцы. Мне очень приятно было, что вы зашли ко мне в гости. И на память хочу подарить вам вот такую куклу, называется она «Желанница».
-Куклу храните в шкафу или ящике, чтоб никто ее не видел. Расскажите кукле о своем желании, сделайте ей подарок (бусинку, ленточку или пуговицу)
Воспитатель заканчивает организованную деятельность.