Надежда Голдинова
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО
Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач дошкольного развития. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.
Публикация «Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО» размещена в разделах
Наряду с этими направлениями стоит психологическая и педагогическая диагностика детей. Ранняя диагностика развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка крайне важна и необходима. Чем раньше начата целенаправленная работа с ребенком, направленная на коррекцию или развитие его возможностей и способностей, тем более эффективными могут оказаться ее результаты, нередко появляется возможность предупредить вторичные отклонения развития, в случае их обнаружения. Нервная система ребенка обладает таким важнейшим свойством, как пластичность - она гибко реагирует на воздействие извне. Это качество определяет необходимость ранней диагностики ребенка.
Систематический контроль над ходом психического развития детей осуществлять крайне необходимо, это обусловлено тем, что в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, непосредственно зависящее от социальных условий, в которых он находится. В связи с этим, необходимо разностороннее изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, основных видов нормального и аномального развития.
Особенности педагогической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях
Общее понятие педагогической диагностики
Каждый современный педагог, оценивая результативность своей деятельности, анализируя эффективность учебных программ и методов воспитания, опирается на диагностику.
Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:
1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.
2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.
3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.
Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.
В дошкольной организации педагогическая диагностика направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.
Целенаправленную и осознанную профессиональную деятельность педагога сложно представить без диагностики. Она представляет собой начальный этап педагогического проектирования, позволяет определить важные образовательные задачи и завершает цепочку решения этих задач, так как направлена на определение результативности образовательного процесса.
Введение педагогической диагностики в работу дошкольных образовательных организаций позволяет научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания.
Основным направлением педагогической диагностики является изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития, общения и деятельности, на понимание его мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, прогноз его поведения в будущем. Понимание ребенка позволяет педагогу создать условия воспитания и обучения, максимально приближенных к реализации детских потребностей, способностей, интересов, поддержать и развить детскую индивидуальность.
Педагогическое диагностирование дошкольников
Диагностику необходимо спроектировать перед началом её проведения. Первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.
1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Как правило, на этом этапе многие педагоги ставят вопрос как осуществлять диагностическую деятельность, пропуская при этом вопросы что и в особенности зачем диагностировать. В то время как это основные вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем начинать диагностику. От того, какие ответы на них будут даны, зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.
1. Определить норму, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.
Педагог в своей диагностической деятельности постоянно сравнивает результаты оценки развития конкретного ребенка с его же прошлыми достижениями, или с поведением других детей в настоящее время либо в прошлом. Это те составляющие сравнения, называющиеся в педагогической диагностике индивидуальная, социальная или объективная относительная норма.
Возникает вопрос, откуда берется норма и кто ее определяет. Однозначного ответа на него нет. Эта норма нечеткая, собирательная. Она имеет составные части, которые включают в себя требования государства к результатам (условиям, процессу) образования, запросы общества (чаще всего родителей) к воспитанию и развитию человека, выводы научных исследований об условиях и возможностях развития и обучения ребенка, а также личные представления и опыт педагога об этом.
3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.
4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности. У него есть своя специфика и особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, выражающаяся в сочетании качественной и количественной обработки полученных результатов.
Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать.
Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для его проведения нужно определить, кто будет ответственным, также обозначить длительность и время диагностики, и способы фиксации результатов (запись на диагностических карточках, в блокноте, на видеокамеру и т. п.).
Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные. Проведение анализа дает возможность понять, по какой причине результат ребенка отличается или не отличается от его предыдущего результата, от результатов других детей или же имеет отклонение от нормы, проявляющееся в качестве яркого достижения или большой проблемы. На основе анализа выясняются причины такого проявления качества, которое диагностируется.
Те или иные отклонения полученных результатов от установленных стандартов, предполагают комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты.
Педагогу важно помнить, что развитие является всегда индивидуальным и неравномерным, ему нужно замечать и поддерживать особенно проявляющиеся в ребенке хорошие качества и только после этого видеть проблемы развития и помогать их решать.
Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.
Основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития является интерпретация воспитателем полученных данных. Процесс интерпретации отличается в зависимости от того, интерпретируются ли только диагностические данные самого педагога или же он добавляет к ним результаты других лиц. Объективность выводов во втором случае существенно повышается.
Любые количественные показатели могут трактоваться по-разному, порой диаметрально противоположным образом, что влечет за собой и возможность их различной интерпретации. Интерпретация будет возможна только тогда, когда собранная информация образует закономерность. Именно от нее зависит составление прогноза развития и принятие педагогического решения.
Пятый этап — целеобразовательный - предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группыв целом.
Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.
Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу прогнозировать возможное поведение ребенка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержать и развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.
Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях
Общее понятие психологической диагностики
Психологическая диагностика применяется в различных областях деятельности психолога.
В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация полученных результатов.
3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.
Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:
- выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;
- определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;
- характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;
- осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.
Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике, как комплексно, так и в отдельности, это зависит от цели исследования.
Система психологической диагностики в дошкольных образовательных организациях
В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую.
Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.
Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.
Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.
Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.
Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:
1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;
2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);
3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);
4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);
5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);
6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).
Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.
С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.
В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.
В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности.
По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.
Психологическое диагностирование дошкольников
В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью.
Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.
Наблюдение должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Вначале важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.
В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.
Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.
Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.
Диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения, но и предпринять меры по их коррекции. Педагогическая и психологическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определение его достижений необходима, что позволяет провести анализ периодов развития и способствовать созданию необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.
Диагностическая работа с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику. Дети в этом периоде обладают психологическими и поведенческими особенностями. В связи с чем, знание этих особенностей крайне важно для получения достоверных результатов в ходе психологического и педагогического обследования. Специалисту необходимо помнить и учитывать индивидуальные особенности развития ребенка в процессе диагностики и интерпретации полученных данных, так как дети не могут развиваться одновременно хорошо во всех сферах. Это неравномерный процесс.
Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма, четкого знания и владения этими методиками и опыта работы с ними. Особенно важным моментом является минимизация субъективности оценок в ходе проводимой диагностической работы.
Таким образом, профессионализм педагога-психолога заключается в том, чтобы способствовать разностороннему развитию ребенка, в тех сферах, которые позволяют ему проявить себя, для создания полноценной, богатой и неповторимой личности.
Список использованной литературы
1. Артемьева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 с.
2. Бекоева М. И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – Вып. № 1-1. – С. 1-8.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
4. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной, Ростов - на - Дону: "Феникс", 2003. – 288с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
6. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 496 с.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М. : УРАО, 1999.
8. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с.
9. Платонова И. А. Педагогическая диагностика как функция современной методической службы по обеспечению готовности педагогов к реализации ФГОС ОО //Непрерывное педагогическое образование. 2014. № 12. С. 49.
10. Психодиагностические минимумы в дошкольном учреждении: психологический инструментарий / Под ред. Мушинского В. П., Савельевой Н. В. – Днепропетровск, 2008.
11. Психологическая диагностика Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М. : Изд-во УРАО, 2000. – 304 с.
12. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
13. Рогов, Е. И. Р59 Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 412 с.
14. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 72 с.