Ольга Шошина
Педагогическая диагностика в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Кладовицкая ООШ
Ростовского района Ярославской области
Педагогическая диагностика
Подготовила :
творческая группа
экспериментальной муниципальной площадки
учителей начальных классов
2015 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Публикация «Педагогическая диагностика в подготовительной группе» размещена в разделах
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа: первый - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках, а второй - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что мы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке.
В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.
При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:
Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.
Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей листы с заданиями.
Пригласите детей в класс без родителей.
Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.
Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.
Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым за-данием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».
Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполне-ние предыдущего.
На выполнение каждого задания отводится в среднем не более
3минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите
об этом словами: «Слушайте следующее задание».
Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.
Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, чаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».
При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:
Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении зада-ний ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхож-дения ошибок и степень обучаемости ребенка.
Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.
Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту.
Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.
На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, набо-ры фигур, предметов и др.).
Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевоз-бужденность)
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.
Предлагаемое экспресс-обследование включает следующие разделы:
обследование состояния пространственного восприятия;
выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
обследование фонематического слуха и восприятия;
обследование сформированности предпосылок к успешному ов-ладению звуковым анализом и синтезом;
обследование состояния моторики и зрительно-моторной коор-динации.
Критерии оценивания педагогической диагностики :
Высокий уровень - 27 - 30 балов.
Хороший уровень – 22 - 26 балов.
Средний уровень – 21 -16 балов.
Низкий уровень – 15 балов и меньше.
СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ И ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (проводится в середине мая)
I этап - групповое обследование
ЗАДАНИЕ 1
Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
1 балл - существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хо-рошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
3 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится «минус 1 балл».
ЗАДАНИЕ 2
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть заданный звук – первый в слове АИСТ, то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «АРБУЗ», в слове «АРБУЗ» есть звук [а], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Оценка выполнения:
0 баллов - полное невыполнение задания.
1 балл - наличие ошибок.
2 балла - выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла - правильное выполнение задания.
ЗАДАНИЕ 3
Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание.
Текст задания: «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертила квадрат (отмечает точку внутри треугольника, Я отметила точку внутри квадрата (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне квадрата. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите треугольник.
Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри треугольника, но вне круга.
Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена и внутри круга, и внутри треугольника.
Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне треугольника".
Оценка выполнения:
0 баллов - задание не выполнено.
1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;
2 балла - выполнено верно 2 пункта задания;
3 балла - все выполнено верно.
ЗАДАНИЕ 4
Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз) и пересчитывать точки.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Возьмите простой карандаш и поставьте в последнюю точку рисунка (указывается данная точка). Продолжите рисовать рисунок по образцу, описывая словами направления движения: ВНИЗ, ВВЕРХ, ВПРАВО, ВЛЕВО».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания; несколько точек соединены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл - выполнено верно только 25% задания, допущены ошибки в направлении, пересчете точек, начале отсчета.
2 балла – выполнено верно 50 % задания.
3 балла - всё задание выполнено верно.
ЗАДАНИЕ 5
Цель: выявить развитие мелкой моторики рук ребёнка.
Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. На нём есть дорожка. Возьмите простой карандаш и проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания или провёл линию вне дорожки.
1 балл – при выполнении 3 и более раз вышел за границу линии.
2 балла – при выполнении 1 – 2 раза вышел за границу линии.
3 балла - задание выполнено верно.
ЗАДАНИЕ 6
Цель: выявить развитие зрительного восприятия и степень согласованности движения руки со зрительным контролем.
Текст задания: «Посмотрите на эти рисунки, видите, здесь нарисованы одинаковые листочки. Вам нужно самостоятельно дорисовать прожилки у листьев (показываются прожилки у первого листа). Возьмите простой карандаш и выполните задание».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания или нарисовал прожилки вне листа.
1 балл – при выполнении 3 и более раз допустил ошибки.
2 балла – при выполнении 1 – 2 раза допустил ошибки.
3 балла - задание выполнено верно.
ЗАДАНИЕ 7
Цель: выявить развитие зрительного восприятия и степень согласованности движения руки со зрительным контролем и умение точно проводить линии по точкам.
Текст задания: «Посмотрите на эти рисунки, видите, здесь нарисованы овощи. Возьмите простой карандаш и проведите линии по точкам».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - не приступил к выполнению задания или нарисовал линии вне рисунков.
1 балл – при выполнении 3 и более раз выехал за пределы точек.
2 балла – при выполнении 1 – 2 раза выехал за пределы точек.
3 балла - задание выполнено верно.
ЗАДАНИЕ 8
Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: «Рассмотрите этот рисунок (указывается рисунок). Назовите каждое дерево справа налево. Покажите все деревья. Возьмите простой карандаш и обведите замкнутой линией (показывается замкнутая линия на доске) все деревья, кроме дуба».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - линия не проведена.
1 балл - линия проведена правильно, но объединены все деревья.
2 балла - линия проведена правильно, но оставлено другое дерево.
3 балла - линия проведена правильно.
ЗАДАНИЕ 9
Цель: выявить умения различать множества предметов.
Текст задания: «Здесь вы будете выполнять девятое задание (указывается место для выполнения). Посмотрите на гирлянды. Послушайте задание: возьмите жёлтый карандаш и раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – ещё два».
Оценка выполнения задания:
0 баллов - есть попытка выполнить задание, но число раскрашенных флажков неверное.
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (раскрашены флажки только на верхней или только на нижней гирлянде, попыток выполнить 2 пункт нет.
2 балла – 1 пункт задания выполнен верно, есть попытка выполнить 2 пункт, но число флажков неверное.
3 балла – оба пункта выполнены верно.
ЗАДАНИЕ 10
Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунки, на которых изображены белки и грибы (указывается рисунок к заданию). Каждой белке дали гриб. Возьмите простой карандаш и проведите линии от белок к грибам. Остались ли лишние грибы? Чего больше: грибов или белок? Чего меньше: грибов или белок? Обведи предметы, которые остались без пары.
Оценка выполнения задания:
0 баллов - сравнение проведено неверно (нет линий от белок к грибам и объединения оставшихся предметов).
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (проведены линии от белок к грибам или объединены оставшиеся предметы, попыток выполнить 2 пункт нет.
2 балла – 1 пункт задания выполнен верно, есть попытка выполнить 2 пункт частично.
3 балла – оба пункта выполнены верно.
После проведения групповой работы по предложенной программе выявляются данные об уровне развития у каждого ребенка:
зрительного восприятия (задание 1);
сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 2);
пространственного восприятия (задание 3, 4);
мелкой моторики и зрительно-моторной координации (задания 5,6, 7);
умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 8);
умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 9. 10);