Макулова Ирина Викторовна
Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее обучение, которое нередко вступает в противоречие с потребностью ребенка к спонтанной игре; завышенные требования и ожидания родителей к интеллектуальной успешности ребенка (читать, считать, говорить на иностранном языке и др.); эмоциональные перегрузки от влияния мультфильмов, современных гаджетов, игр интернета. Все это рождает у ребенка психоэмоциональное напряжение, которое проявляется нарушениями здоровья (тики, навязчивые движения, энурезы и т. п, а также проблемами в поведении : агрессивностью, конфликтностью, страхами, отказом от общения со сверстниками или взрослыми. Поэтому очень часто к психологу дошкольного учреждения обращаются родители и воспитатели детей старшего дошкольного возраста с запросом помочь ребенку социально приемлемым способом снять психоэмоциональное напряжение и научить методам саморегуляции своего эмоционального состояния.
Публикация «Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Поскольку основные проблемы старших дошкольников лежат в области социально-эмоциональной сферы, психологом была определена цель и задачи работы в этом направлении.
Цель – создание условий для социально-эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста через развитие самосознания, эмоциональной саморегуляции и навыков общения.
Далее были определены задачи:
1. Способствовать осознанию детьми своих характерных особенностей, потребностей, эмоциональных состояний.
2. Содействовать формированию навыков эмоциональной саморегуляции детей.
3. Совершенствовать навыки совместной деятельности и межличностного общения дошкольников.
Реализация данных задач строится на основе психологических занятий с детьми.
Принципы проведения занятий с детьми:
• системность подачи материала
• наглядность обучения
• системность коррекционных, профилактических и развивающих задач
• деятельностный принцип коррекции
• опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития
• доступность и учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей
• дифференцированный подход
• копмлексность методов психологического воздействия
• активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком
• принцип усложнения
• учет объема и степени разнообразия материала
• учет эмоциональной сложности материала
В качестве основных средств (методов и приемов) коррекционно-развивающей работы используются:
• ролевые игры;
• психогимнастические этюды и игры;
• коммуникативные игры;
• игры, направленные на развитие произвольности и воображения;
• упражнения (подражательско-исполнительного и творческого характера);
• моделирование и анализ проблемных ситуаций;
• групповое обсуждение различных чувств;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• беседы;
• задания с использованием терапевтических метафор;
• свободное и тематическое рисование;
• рассматривание рисунков и фотографий;
• слушание музыки;
• выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах;
• импровизация;
• сочинение историй;
• рассказ педагога и рассказ детей.
Ожидаемые результаты занятий в общем виде можно сформулировать следующим образом:
1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребенка.
2. Контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников.
3. Зрелое (соответствующее возрасту) поведение в социальных контактах и деятельности.
Психологическая работа созданию условий для социально-эмоционального благополучия старших дошкольников реализуется на занятиях в несколько этапов.
1 этап – ориентировочный или подготовительный. Цель – создание положительного эмоционального настроя детей на занятие, повышение уверенности в себе, снятие страхов, установление атмосферы доверия и общности в группе.
На данном этапе в группе определялись правила и особые ритуалы общения, настраивающие ребят на позитивное, творческое взаимодействие, повышающее доверие к взрослому и друг к другу. Также проводилась работа психолога по развитию у ребят самоуважения, уверенности в себе, повышению собственной самооценки. Этому способствовали упражнения «Я могу…» (дети называли то, что они умеют делать хорошо, «Я добьюсь», (говорили о том, чему научаться скоро, «Я хочу…» (чего хотят в будущем). Такие упражнения помогают ребенку создавать образ самого себя как умелого, сильного, волевого, ответственного человека. Это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки.
2 этап – исследовательский. Цель – создание условий для понимания и осмысления детьми своих эмоций, потребностей, поведения.
На данном этапе дети подробно изучали проявления разных эмоций в повседневной жизни, музыке,искусстве, осознавали их причины и последствия.
На занятиях использовалась дидактические игры и пособия «Азбука настроений», «Кубик настроений», в которых дети могли выбирать карточки, соответствующие заданной эмоции, прослушанному музыкальному произведению, стихотворению, а также своему собственному настроению (в этом случае задавался вопрос «Почему у тебя такое настроение?», который побуждал ребенка к осмыслению того, какие поступки, действия, отношения влияют на настроение людей).
Большое внимание уделялось сравнению нескольких эмоций (страх и удивление, радость и гордость, вина и робость). Дети, сравнивая различные рисунки людей, испытывающих разные чувства, музыкальные произведения, эмоциональную окраску стихотворений, лучше дифференцируют эмоциональные состояния и настроения.
Большое место было уделено пониманию детьми смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.
Почти все занятия второго этапа предусматривали привлечение материала сказок. Анализируя основные события и переживания персонажей, дети сопоставляют их с собственным личным опытом. Это помогает им разбираться в не простых жизненных ситуациях и эмоциональных состояниях.
Занятия заканчивались определенным ритуалом подведения итогов, когда дети отвечали на следующий вопрос: что я нового сегодня узнал и что я хотел бы узнать еще? Отвечая для себя на этот вопрос, дети лучше понимают себя, свои предпочтения, свои черты характера, формируется мотивация к дальнейшим занятиям.
3 этап – практический. Цель – научить ребенка через игру адекватным способам выражения эмоций и эффективным навыкам саморегуляции своего состояния.
На этом этапе велась работа по обучению детей навыкам выражения чувств, способам владения собой в разных эмоциях, способности к напряжению и расслаблению мышц лица и тела, релаксации, дыхательным упражнениям, способам поднять себе настроение разными видами деятельности, способности предвидеть последствия своих поступков. Эти приемы способствуют не только избавлению от неприятных эмоций, но и осознанному поведению, что делает общение более эффективным. Необходимо добиваться у ребенка ровного положительного тона его эмоционального состояния, который является необходимым фоном любого вида деятельности.
Занятия заканчивались определенным ритуалом и подведением итогов, когда дети отвечали на следующие вопросы:
• Что нового сегодня попробовали, испытали?
• Чему я сегодня научился?
• Что понравилось больше всего?
• Что было самым трудным?
Такой анализ занятия совместно с детьми способствует осознанию ребятами того, чем они занимались, что у них хорошо получилось, а что для них пока трудно, какие перспективы работы на будущее. А ведь осознанность – это основная черта произвольного поведения, когда ребенок знает, что, как и зачем он делает. А произвольность необходима нам для управления своими эмоциями и поведением.
4 этап – аналитический. Цель – осознать и вербализировать детьми полученные навыки, решая проблемные ситуации общения, обучая других тому, чем владеют сами.
На данном этапе ребята выступают в качестве экспертов, помогая другим снимать психоэмоциональное напряжение, разрешать проблемы поведения и общения. На этом этапе хорошо использовать сказкотерапию, мультфильмы, проблемные ситуации, с которыми сталкиваются ребята. Также на этом этапе можно использовать создание детьми совместных творческих работ, коллажей на темы «Как прогнать злость?», «Спокойствие, только спокойствие» и другие актуальные темы. Важно, чтобы ребята могли поделиться личным опытом гармонизации своего эмоционального состояния, рассказать о способах выхода из проблемных ситуаций, осознать свои поведенческие ресурсы и предвидеть последствия своих действий в общении с другими.
Осмысляя проводимую нами работу, мы можем выделить факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на социально-эмоциональное благополучие. К ним относятся:
состояние соматического здоровья ребенка
стиль взаимодействия взрослого с детьми
переживание ситуации успеха или неудачи в деятельности ребенка
уровень развития эмоциональной восприимчивости ребенка
обстановка ребенка в семье
Необходимо отметить, что эффективность проводимых занятий напрямую зависит от степени включенности в эту работу ближайшего социального окружения ребенка, его родителей, воспитателей. Взаимодействие взрослых, их личный пример, оценка действий ребенка оказывают решающее влияние на то, закрепятся и приживутся ли новые формы поведения у дошкольников.
Литература
1. Афонькина Ю. А., Галай И. А., Трифонова Н. И. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника : технология здоровьесбережения. -М. :АРКТИ, 2014.- 120с.
2. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. : учебно-методическое пособие в 2 частях / Н. С. Ежкова. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 127с.
3. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, -136с. : ил. - (Коррекционная педагогика)
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. - М. : Генезис, 2002.- 208с.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с., ил.
6. Прима Е. В. и др. Развитие у шестилетних детей социальной уверенности : Учебное пособие / Е. В. Прима, Л. В. Филиппова, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова, Ю. А. Лебедев. – М. : Московский психолого-социальный институт, Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. -строит. ун-т, Гуманитарно-худож. ин-т, 2001. – 254с.
7. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, -160с.
8. Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения/Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е, стер. – Ростов н/ Д:Феникс, 2013, 29с.
9. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. - М. : ТЦ Сфера, 2003. – 64с.
10. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей : Сборник упражнений и игр – М. : Издательство «Книголюб», 2007.- 48с.
11. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2003. – 176с.
12. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр “Академия”, 2003.- 176с.