Людмила Федина
Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хотелось бы начать словами великого педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского:
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Публикация «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Не для кого не является секретом, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне.
Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно.
Сама тема Великой Отечественной войны не совсем понятна детям дошкольного возраста, хотя и реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра над злом. Все это и подтолкнуло меня на создание и реализации долгосрочного проекта «Наш дом - Россия».
Цель моего проекта – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
• формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
• формировать представление о России, как о родной стране, о Москве – как о столице
• России;
• воспитывать гражданско– патриотические чувства через изучение государственной символики России;
• воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.
В основу реализации проекта положены следующие принципы:
принцип историзма
• Сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего;
принцип доступности
• Соотнесение содержания, характера объёма учебного материала уровню развития, подготовленности детей;
принцип личностно-ориентированного общения
• Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека,
• партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип непрерывности
• Формирование у дошкольников устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
принцип наглядности
• Широкое представление наглядности, соответствующей изучаемому материалу: иллюстрации, фотографии, памятников и т. д. ;
принцип последовательности
• Предполагает планирование познавательного изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
принцип занимательности
• Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.
Участниками данного проекта стали дети 5 – 7 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Данный проект можно охарактеризовать как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекции, выставок при активном участии педагогов и родителей.
Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Анализ результатов опроса показал, что большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. Однако, около 10% респондентов считают, что дети еще маленькие и рассказывать о войне лучше начинать со школьного возраста. Радует, что большинство родителей знакомят своих детей с событиями Великой Отечественной войны через просмотр и обсуждение фильмов о войне, чтение книг о войне.
Вместе с родителями была создана мини-библиотека посвященная ВОВ «Детям о войне», была собрана картотека стихов и рассказов о войне, в которые вошли произведения Н. Томилиной, А. Твардовского, А. Терновского, А. Усачёва, Е. Благининой, Н. Добронравова, С. Алексеева, Л. Кассиля и многих других поэтов и писателей.
Оформлены сменные экспозиции репродукций картин советских художников А. И. Лактионова «Письмо с фронта», М. И. Самсонова «Сестрица»,
К. Ф. Юона «Парад на красной площади в Москве 7 ноября», П. А. Кривоногова «Защитники Брестской крепости», и др.
Для реализация проекта я также использовала такие формы работы с детьми, как:
Литературно-музыкальные гостиные «Памяти павших будьте достойны», где дети обсуждали, рассказывали стихотворения, драматизировали сцены из произведений о Великой Отечественной войны. Слушали музыкальные произведения. Проводили музыкальные досуги.
Были организованы выставки детских рисунков «Тяжелый бой» и «Портрет героя».
Родители вместе со своими детьми приняли участие в конкурсе «70-летие Победы в Великой Отечественной войне».
Также совместно с родителями создали мини-книгу «Памятники моего города». Хочется отметить, что родители не остались равнодушными к данной тем.
Работа над проектом продолжается и сегодня – мы продолжаем собирать материал о том далеком времени. Глядя на детей, я могу с уверенностью сказать, что:
• дети стали осознавать, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне;
• при знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у них наблюдается серьёзное отношение, повышенный интерес;
• дети с большим желанием включились в изготовление книги;
• появилась масса вопросов на тему войны, активизировалась воспитательная работа в семье.