Овчинникова Елена
Опыт работы «Технология экспериментирования в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности старших дошкольников.
Задачи:
– Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы, воды, воздуха в процессе опытнической деятельности.
– Развивать интерес, творчество и инициативу.
– Воспитывать бережное отношение к природе.
Доклад
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы применения экспериментальной деятельности на занятиях.
Темочки:
Ключевое значение имеет практическая деятельность. Все дети любят проводить опыты. В копилке знаний детей моей группы есть опыты с землей, водой, а также опыты с «Распустившимися цветами», с «Лодочкой на мыльном двигателе» и т. д.
В начале учебного года на занятиях по ознакомлению с природой в детском саду мы проводили опыты с землей и водой. Предварительно я прочитала детям сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», затем мы посмотрели мультфильм по сказке. На прогулке мы наблюдали за дождевыми червями и жуками. Само занятие состояло из двух частей: беседа по содержанию сказки, использовала музыку П. И. Чайковского «Танец Феи Драже». Вторая часть занятия - опыт с землей.
Опыт 1.
– Постановка проблемы: есть ли в земле, где обитают различные животные воздух?
– Прогнозирование действий: в прозрачный стакан с водой бросали комочек почвы.
– Получение продукта деятельности, значимого для ребенка. Из почвы идут пузырьки, значит в ней есть воздух.
Во время второго опыта мы с детьми определили состав почвы. Размешали деревянной палочкой кусочек почвы и увидели из чего она состоит: веточки, листочки всплыли на поверхность, а тяжелые камушки и песок опустились на дно. На стенках стакана находятся пузырьки воздуха.
Опыт «Есть ли воздух в воде?» я проводила на занятии по познавательной деятельности. Предварительно дежурные приготовили банку с водой. В первой части занятия мы посмотрели презентацию о водных ресурсах нашей страны, во второй проделали сам опыт. Рассмотрели банку с водой и закрепили знания детей о том, что воздух находится в воде в виде пузырьков, а в пустой банке воздух невиден и не имеет запаха, но он есть, и мы это проверили. В наполненную водой емкость я осторожно опустила банку, она не впустила воду. Я попросила ребенка наклонить банку и мы увидели что воздух с шумом вышел, вытолкнутый силой воды. Значит воздух есть в воде — этот вывод сделали мои ребята.
Результат этих занятий подтолкнул меня на разработку проектной деятельности нашего «Научно - исследовательского института группы «Морячки», я стала профессором, а дети — представителями разных лабораторий. И мы с большим энтузиазмом начали с помощью различных опытов набираться знаний.
Опыт «Лодочка на мыльном двигателе» я провела после занятия по художественному творчеству. Вначале мы нарисовали и вырезали из плотного картона лодки у которых острый носик клинышком, тупая корма. В центре сделали круглое отверстие. Потом налила воду в глубокий поднос, дети поместили свои лодки у одного бортика. Я быстро капнула жидкое мыло в отверстия и лодки начали стремительно двигаться.
На проведение следующего опыта «Жидкая башня» подтолкнуло занятие по конструированию. Построить башню из кубиков или конструктора может каждый. А что получится, если сделать ее жидкой? На этот вопрос я помогла детям ответить с помощью данного опыта. В пробирку аккуратно налила немного меда, Сверху аккуратной струйкой по стенке сосуда налила малиновый сироп. За тем по стеночке немного воды. Последний «этаж» - растительное масло. Данная конструкция продержалась достаточно долго.
Опыт с «Распустившимися цветами» мы провели недавно. За окном еще снежная холодная погода, а чтобы порадовать детей я предложила проверить на опыте с какой скоростью могут распускаться цветы. Нарисовали на плотной бумаге цветы, затем вырезали, сложили лепестки к центру, прогладили и осторожно поместили на поверхность воды, налитой в одноразовых стаканах. Цветы быстро «открыли» лепестки.
Наряду с традиционными методами и приемами в педагогической теории и практике в нашем детском саду используются инновационные методы и технологии, основанные на широком применении компьютерных средств, включая мультимедийное и интерактивное оборудование. Современный педагог дошкольного образования должен в полной мере использовать все возможности, которые предоставляют новые компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность своей педагогической деятельности. Во-первых, в нашем детском саду появилась новая лаборатория «Наураша» во-вторых, начали проводить опыты, используя ее наполнение. Восторга детей не было предела. Все опыты с ними выполняет их ровесник, объясняя «необъяснимое».
Проектная деятельность с использованием компьютерных средств и методов обучения закладывает в ребенке много положительных личных качеств: основы информационной культуры, проектного мышления, логику мышления, благодаря которой ребенок учится прогнозировать результаты своего труда, формулировать выводы.
Спасибо за внимание.