Васина Н Н
Уход за комнатными растениями по возрастным группам
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на всестороннее воспитание и развитие детей. Познакомить с природой, воспитать любовь к ней помогут комнатные растения.
Мы знакомим детей с миром растений. с происходящими изменениями в зависимости от времени года. На основе приобретённых знаний формируются такие качества как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о растениях рождает не только интерес, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Публикация «Уход за комнатными растениями по возрастным группам» размещена в разделах
Отбор растений для уголка природы осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Растения должны быть разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.
В младшей группе необходимы растения похожие на дерево, на траву; неприхотливые,цветущие, желательно с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия; с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус и др). контрастные (традесканция, рейнекия, драцена).
Всего 4- 5 видов, по 2- 3 экземпляра каждого вида.
Задачи во второй группе раннего возраста :
1. Помогать детям замечать красоту природы.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Трудовые поручения:
Во второй группе раннего возраста за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.
Задачи в младшей группе :
1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями.
2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок, корень)
3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветок, сколько их, цвет, запах, листья размер, окраска0
4. Формировать умение правильно держать лейку.
Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя).
1. Полив растений;
2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.
В средней группе растения такого же вида, как и в младшей группе. Кроме этого, растения похожие на кустик (герань, бальзамин).
Задачи в средней группе :
1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе.
2. Приучать детей заботиться о растениях.
3. Формировать умение более точно описывать растения. (форма листьев, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходства и различия в форме, величине, окраске листьев и цветов).
4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли.
5. Познакомить с правилом: после поливке растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующей поливке.
6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.
Трудовые поручения.
1. Полив растений.
2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой.
3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки.
4. Совместное мытье растений.
Наблюдение в уголке природы.
В сравнительных наблюдениях в комнатных растений, дети с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой, опущенные и бархатистые - мягкой кисточкой или щёткой, мелкие, нежные листья - опрыскивать.
Дети усваивают простейшие правила:
Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);
Избыточный полив вреден для растений.
Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве.
Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду; ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих,листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая.
Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (жёлтые они не цветут, почва плотная комком,бледные, а у окрашенных рисунок не яркий). С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения. Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы ; разных видов комнатной герани. (зональная, крупноцветковая, душистая). Бегония (всегда цветущая, бегония Рекс, клубневая, бальзамин, различных сортов фиалок.
В старшей группе
Растения, имеют неярко выраженные признаки различий и сходств, например, два вида герани, бегонии, а также растения имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеус, плющ, комнатный виноград и т. п.
Подготовительная к школе группа
Прихотливые, требующие сложного ухода (бегония Рекс, узумбурская фиалка); лекарственные (алоэ, туя, герань); интересные своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм); легко размножаются черенками (традисканция, сеткрезии и др); с разными пордземными частями - луковицами, клубнями (кринум, сансивьера).
Задачи в старшем дошкольном возрасте.
1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);
2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходства и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);
3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);
4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;
5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.
6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля.
Трудовые поручения (в форме дежурства).
1. Полив растений;
2. Протирание и мытьё растений.
3. Опрыскивание растений;
4. Обрезка сухих листьев;
5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растения нуждающиеся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т. д.).
6. Дети самостоятельно ухаживают за растениями Их действия должны быть уверенными, потому что растения живые, и мы не можем ошибаться.
Наблюдения в уголке природы:
Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков.
Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной окраской листьев, наличие цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.
На каждое растение которое растёт в уголке природы оформляется паспорт растения.
Начиная со старшей группы мы начинаем знакомить детей с паспортами растений и правилами ухода за каждым растением которое растёт в уголке природы.
На обложке паспорта цветное изображение растения и его название. Раскрыв паспорт мы видим краткое его описание. При помощи символов. В паспорте говориться какое растение светолюбивое, теневыносливое, тенелюбивое.
По потребности в воде растения делят на несколько групп.
1. Гидрофиты - растениям этой группы необходимо большое количество воды. Это водолюбивые растения (например Циперус)
2. Мезофиты - растения со средней потребностью во влаге. Это самая многочисленная группа, к которой относится большинство культурных растений.
3. Ксерофиты - растения, потребляющие очень небольшое количество воды (представлены значительно меньшим числом видов растений) Это обитатели пустынь, полупустынь в степи, растущие на сухой почве. Среди них особенно много секкулентов - растений запасающих воду в листьях и стеблях.
Известно что часть питательных веществ растение получает из воздуха поэтому важно содержать листья растений в чистоте. Символично в паспорте растений указано как мыть листья растения,при помощи душа или протирание листьев губкой.
Далее в паспорте говориться как правильно поливать растения. Такие растения как фиалка, традесканция необходимо наливать воду в поддон, аккуратно не намочив листья растений.
Рассмотрим следующую страницу паспорта. Здесь указаны дни недели и символы обозначающие что ребёнок должен делать в определённый день.
В понедельник поливаем растение.
Во вторник рыхлим почву.
В среду лечим растение,вносим удобрения (под строгим присмотром воспитателя) убираем пожелтевшие листья, боремся с вредителями если растение в этом нуждается.
В четверг моем растение.
В пятницу занимаемся его пересадкой.
Далее смотрим, что уход за растениями зависит от времени года тёплый период года обозначен красной полоской, холодный период синей полоской.
Также в паспорте указаны способы размножения:черенками, отростками, луковицами, семенами и другими способами.
В старшей группе мы знакомим детей с паспортами растений. Дежурные по уголку природы ежедневно согласно паспорту ухаживают за растениями. Дети с большим удовольствием заботятся о растениях в уголке природы. В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определённые трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к растениям. Укрепляя таким образом интерес к природе, настойчивость в достижении результата
.