Юлия Чудайкина
Пакет кейсов по формированию социально-коммуникативного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Публикация «Пакет кейсов по формированию социально-коммуникативного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Целлофановые, полиэтиленовые, мусорные пакеты. Поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Особое внимание в настоящее время уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников. Эта проблема остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современные дети дошкольного возраста часто сталкиваются с трудностями в формулировании своей мысли, в ответе на поставленный вопрос или в его задавании, в установлении контакта, как с взрослыми, так и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС (п. 2.6, дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Однако, как показывает практика, у дошкольников наблюдаются определенные трудности в области формирования социально-коммуникативных навыков :
- социальное неравенство детства;
- деформация семьи;
- разрушение культуры детской жизни;
- разрушение игры;
- низкий уровень речевого развития дошкольников;
- увлечение гаджетами.
Старший дошкольный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций
Общение в жизни детей играет определяющую роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Особые трудности испытывают дети, которым не хватает внимания и тепла окружающих их взрослых, которые порой слишком заняты своими делами, работой. Дефицит времени, профицит информации в современном обществе ведут к разрушению межличностных отношений и духовных связей между взрослым и ребенком. Для большинства детей, испытывающих социально-эмоциональные нарушения характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий, направленных на формирование целевых ориентиров дошкольников, помогающих овладеть конструктивными и коммуникативными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты – это спасательный круг в реалиях современного образования.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании, что позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя :
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся :
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
В процессе освоения кейс-технологий дети :
• учатся находить и получать необходимую информацию в общении;
• учатся соотносить свои интересы с интересами других;
• учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся принимать помощь сверстников в команде.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного взаимодействия у детей:
• формируются навыки работы в команде;
• развивается способность выстраивать конструктивный диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватного реагирования в конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс - технологии как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
КЕЙС № 1 «Ежели вы вежливы» (фото-кейс)
Задачи:
1. Формировать культуру общения у дошкольников.
2. Помочь осознать значимость «волшебных» слов посредством игр, проблемных ситуаций.
3. Формировать умение анализировать поступки других людей и собственные с помощью нравственных оценок.
Игра «Волшебное зеркало»
Детям надо найти вежливые слова в «волшебном зеркале» (мультимедиа – на экране картинка с изображением зеркала, внутри которого появляются поочередно фотографии).
1 фото - Дети сидят за накрытым столом.
Как надо вести себя за столом?
Что можно пожелать ребятам на фото?
А когда обед закончится, что вы обычно говорите?
(За столом нельзя разговаривать, нужно говорить приятного аппетита, после еды сказать спасибо)
2 фото - Дети заходят в класс к учителю.
Что говорят при встрече? (Здравствуйте)
Кто должен сказать здравствуйте первым? (первым здоровается входящий)
Как можно здороваться с друзьями? (привет, хай, здорово и т. д.)
3 фото - Дети выходят из класса.
Какие слова говорят при расставании? (до свидания)
А как можно попрощаться со своим другом?
4 фото - Просит книгу.
Как можно попросить книгу? (дайте, пожалуйста, эту книгу)
Какими словами можно поблагодарить? (большое спасибо, спасибо).
5 Фото - Спит в кроватке.
Когда ложатся спать, какие слова говорят друг другу? (спокойной ночи)
6 фото - Дверь придерживает и пропускает взрослого.
Кто должен пройти первым?
Какие слова говорят при этом? (проходите, пожалуйста)
Как бы вы поступили на месте героя?
7 фото - Один плачет, другой гладит по голове.
Как вы думаете, что произошло с мальчиком, который плачет? (его обидели, а вежливый и добрый человек пожалеет)
Какие вежливые слова помогут успокоить мальчика?
А если его обидел этот мальчик? (Должен сказать прости, пожалуйста, извини).
КЕЙС № 2 «Наша Таня громко плачет» (метод инцидента)
Задачи:
1. Формировать способности к установлению причинно-следственных связей при определении причин смены настроения у людей.
2. Вырабатывать способности понимания чувств другого человека.
3. Тренировать способности к активному участию в обсуждении.
Дети возвращаются из детского сада вечером домой и видят, как мальчик Толя толкает девочку Таню в лужу. У девочки мокрая и грязная одежда. Таня громко плачет.
Вопросы:
Кто испортил Тане настроение?
Как поступил Толя?
От чего может зависеть настроение человека?
Вы хотите помочь девочке?
Как можно помочь Тане? Что бы вы сделали в данной ситуации?
Какие вежливые и добрые слова могли бы помочь Тане перестать плакать?
КЕЙС № 3 «Усатый, полосатый» (метод инцидента)
Задачи:
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Формировать навыки социального поведения.
3. Воспитывать чувство сострадания.
Однажды Вова вышел погулять со своим котенком. Мальчик выпустил котенка на траву. Сытый и довольный котенок весело бегал по лужайке и играл с бабочками. Тут к котенку подошел дворовой котенок. Худой, грязный, лохматый. Вова оттолкунул этого котенка и прикрикнул на него. Котенок поджал хвостик и прижался к земле. Другому мальчику Сереже стало жалко котенка. Он взял его на руки и погладил. Потом Сережа отнес котенка домой. Мама разрешила оставить котенка жить у них дома.
Вопросы:
Как поступил Вова?
Почему мальчик оттолкнул котенка и накричал на него?
Что можно сказать про Вову? Какой он?
Как поступил Сережа?
Вам жалко котенка?
Вы хотели бы ему помочь? Как?
КЕЙС № 4 «Мультфильм» (метод инцидента)
Задачи:
1. Формировать этические представления дошкольников (учить выявлять взаимосвязи между собственным поведением и поступками и реакцией на них окружающих).
2. Формировать коммуникативную культуру.
3. Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям.
В выходной день – воскресенье по телевизору показывали любимый мультфильм Кати. Девочка села на диван для просмотра мультика. Мама попросила Катю сходить в магазин за мукой, чтобы испечь бабушке в ее день рождения любимый всеми пирог. Катя отказалась и продолжила смотреть мультфильм.
Вопросы:
Как поступила Катя?
Что произойдет, если Катя не сходит в магазин?
Кого расстроит девочка?
Как бы вы поступили на месте Кати?
КЕЙС № 5 «Выставка любимых игрушек» (метод инцидента)
Задачи:
1. Закреплять этические представления у старших дошкольников.
2. Прививать навыки эффективных способов поведения.
3. Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки, чтобы организовать выставку. Все дети с удовольствием принесли на следующий день в садик своих любимых кукол, мишек, зайчиков, машинки… Выставка получилась очень красивая и зрелищная. Дети с интересом рассматривали чужие игрушки. Затем ребята взяли с полок свои игрушки и дали поиграть другим своими игрушками. Только мальчик Дима не разрешил никому играть с его любимой игрушкой. Он сел играть в стороне своей пожарной машиной. Дети очень уговаривали его, но Дима был тверд в своем решении. Потом дети придумали играть в общую игру «Магазин игрушек». Ребята позвали Диму играть вместе с ними. Дима отнес машину в кабинку и присоединился к детям.
Вопросы:
Как поступил Дима, когда закончилась выставка игрушек?
Какой Дима? Что о нем можно сказать?
Почему дети позвали играть Диму в игру «Магазин игрушек»?
Как они поступили?
Что можно о них сказать?
А вам интереснее играть одному или с друзьями? Почему?
От чего это зависит? Что влияет на настроение?
Как бы вы поступили на месте Димы? Детей?
КЕЙС № 6. «Знакомство» (метод инцидента)
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
Что они должны были сделать?
Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
КЕЙС № 7 «Свет мой, зеркальце, скажи» (метод инцидента)
Задачи:
1. Способствовать развитию аналитического мышления.
2. Формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Воспитывать уважительное отношение к близким людям.
Мама запретила Маше играть с ее зеркальцем. Девочка не послушала маму. Маша играла с зеркалом, уронила и разбила любимое мамино зеркальце. Девочка очень расстроилась и не знала, как рассказать о случившемся маме.
Вопросы:
Что можно сказать о Маше?
Как она себя повела?
Почему нельзя брать чужие вещи без разрешения?
Как бы вы поступили на месте Маши?
Помогите девочке признаться маме в случившемся.
КЕЙС № 8 «Прятки» (метод инцидента)
Задачи:
1. Развивать способность аргументировано оценивать положительные и отрицательные поступки героев.
2. Продолжать формировать моральные качества личности дошкольников.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Ребята во дворе играли в прятки. Вера водила: закрыла лицо руками и считала: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать!». А сама в это время подглядывала сквозь пальцы кто куда спрятался. Как только Вера закончила считать, то с места назвала всех ребят, кто где спрятался. Ребята догадались, что Вера подсматривала и решили исключить ее из игры.
Вопросы:
Как поступила Вера? А дети?
Почему дети исключили Веру из игры в прятки?
Какие чувства испытали ребята? Вера?
Как вы играете в прятки? Расскажите.
КЕЙС № 9 «Очки» (метод инцидента)
Задачи:
1. Развивать способность аргументировано оценивать положительные и отрицательные поступки героев.
2. Продолжать формировать моральные качества личности дошкольников.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Саша с мамой был у врача – окулиста. Оказалось, что у мальчика плохое зрение. Доктор прописал Саше очки. Когда мальчик зашел в свою группу, дети засмеялись и начали его шутливо обзывать. Саша снял очки, положил в кабинку, а маме вечером сказал, что больше никогда не наденет очки.
Вопросы:
Как поступили дети?
Если кто-то болеет, то как мы себя ведем?
Плохое зрение – это болезнь.
Как поступил Саша?
Какие слова помогут Саше не переживать и не расстраиваться? Поднимут ему настроение?
Как бы вы поступили, если бы посещали эту группу?
КЕЙС № 10 «Благодарность», «Прощание»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
— Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли - коммуникативную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гейхман Л. К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л. К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч. - практ. конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. — С. 25-32.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / М. : Сентябрь, 1996. — 112 с.
3. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? //Обучение за рубежом, №7,2000.
4. Земкова А. С. [Текст] : Использование кейс-метода в образовательном процессе.
5. Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Нравственная сфера личности дошкольника. – Курган: Издательство КГУ, 2007.
6. Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника : Монография. – СПб: Амалтея. – 2008.
7. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкастистого. — М. : Педагогическое общество России, 2002.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Народное образование,1998. – 256 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.