Аня Боброва
Конспект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Откуда нитки к нам пришли…»
Цель: познакомить детей с историей появления нитки, ее разнообразием, назначением.
Задачи:
1. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей воображение, любознательность, самостоятельность, активность.
2. Развивать интерес к ручному труду
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.
Публикация «Конспект по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Откуда нитки к нам пришли…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
3. Обогащение активного словаря: шерсть, пряжа, чесальный аппарат, прядильная машина.
4. Воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к людям, создающим разнообразные предметы (пряжа, вязаные вещи); проявлять бережное отношение к вещам; оказывать помощь своим товарищам в процессе работы.
Предварительная работа. Чтение стихотворения И. Лопухиной «Вот кудрявая овечка…», рассказывание сказки Ш. Перро «Спящая красавица», беседа по ее содержанию. Чтение и обыгрывание скороговорок и четверостиший. Игровое упражнение «Кто что делает?». Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Показ мод». Украшение узором трафаретов: кофточек, рукавичек, шарфов.
Материалы: шерстяные нитки 3 цветов (синий, красный, жёлтый) нарезанные, ножницы, клей, картон, коробочка с нитками, вязальные спицы, крючок, две - три вязаные вещи, образец работы сделанный воспитателем, аудиозапись русских народных песен, видеофильм.
Ход деятельности педагога с воспитанниками
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла – Рукодельница, давайте с ней познакомимся (вноситься Кукла – Рукодельница в русском народном костюме). Вместе с детьми рассмотреть костюм куклы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему ее зовут рукодельница?
Ответы детей (потому что она умеет шить, вязать, вышивать)
Воспитатель: Наша Кукла – Рукодельница никогда не сидит без дела, она шьет нарядные платья, печёт вкусные пирожки, ухаживает за цветами, вяжет теплые вещи.
- А ваши мамы, бабушки любят вязать?
Дети: Да
Воспитатель: Оказывается ваши мамы, и бабушки тоже любят вязать. Но наша Кукла – Рукодельница пришла к нам в гости не просто так, она любит вязать, шить, но не знает из чего и как получаются нитки. Поможем ей?
Дети: Да
Воспитатель: Кукла – Рукодельница принесла шарф, шапку, давайте рассмотрим.
- Какие они на ощупь?
Дети: мягкие, тёплые, колючие.
- Что использовали, чтобы связать шарф?
Дети: Нитки.
Воспитатель: Из чего получаются нитки?
Дети: из шерсти.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как делают нитки?
Дети: Да
Воспитатель: я вам предлагаю посмотреть фильм про изготовление шерстяных ниток (просмотр фильма).
Воспитатель: Чем вам понравился фильм?
Ответы детей
Воспитатель: Как изготавливают шерстяные нитки?
Ответы детей (сначала состригают шерсть с овцы и отправляют ее на фабрику, потом её очищают).
Воспитатель: Шерсть такой белой и остается?
Дети: Нет, шерсть потом отправляют в красильный аппарат, и она становится цветной.
Воспитатель: Кто запомнил, сколько часов варят шерсть? При какой температуре?
Дети: Варят три часа при температуре 120 градусов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему варят именно три часа? Можно меньше?
Дети: Нет, она линяет при стирке, затем на фабрике чесальным аппаратом её расчесывают.
Воспитатель: Как вы считаете, для чего расчесывают шерсть?
Дети: Чтобы шерсть была не спутанной.
Воспитатель: Полотно разделяют и получаются плотные жгуты, затем пропускают через сучильные рукава, чтобы получилась нитка. Как вы думаете, можно вязать такими нитками?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Нитки плотные и поэтому могут быстро порваться.
Воспитатель: Что с ними делают?
Дети: С помощью прядильной машины получают тонкие нитки.
Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Клубочек». Дети стоят в кругу, передают друг другу клубочек, произнося добрые пожелания.
Воспитатель: Кукла – Рукодельница тоже хочет предложить вам поиграть в игру «Кто знает, тот и отвечает».
1. Какие изделия вяжут из шерстяной нити? (рассматривание вязаных изделий).
2. При помощи чего вяжут эти изделия? (рассматривание спиц, крючка).
3. Почему вязаные вещи до сих пор пользуются спросом? (красивые, удобные, теплые, модные).
4. О какой вещи идет речь?
Сидит на макушке,
Завязаны ушки (шапка).
Зимой протянулся,
А летом свернулся (шарф).
Варежки для ног (носки).
Две избушки небольшие,
В них теплы и мягки стены.
По пять братьев молодых
Проживает мирно в них (варежки).
Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
По дороге Коля шёл,
Клубок ниточек нашел.
Клубок маленький,
Нитки аленькие,
К нитке тянется.
Он за нитку взял
Потянулся и поднял.
Речевое упражнение «Скажи наоборот».
Нитка длинная – короткая; толстая – тонкая; пушистая – гладкая; белая – черная. Клубок большой – маленький; черный – белый; мягкий – твердый (тугой).
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Я предлагаю вам для нашей куклы – Рукодельницы сделать картины из ниток.
Воспитатель: Перед вами на столах лежит картинка кораблика, нарисованная карандашом и нитки. Вам надо закрасить контур ниточкой так, чтобы его не было видно (показываю детям образец на доске, тогда ваша работа получится яркой и аккуратной.
Звучит спокойная мелодия. Дети приступают к выполнению творческого задания
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные корабли получились у вас.
- Вам нравятся ваши работы? Какой кораблик вам больше всего понравился? Расскажите, чем понравилась работа? (ответы 2-3 детей).
Ребята, расскажите, что самое интересное вы узнали для себя из нашего занятия?
Ответы детей.
Воспитатель: В память о нашем занятии кукле – Рукодельнице мы подарим наши кораблики.