МААМ-картинки

Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» для детей 5–7 лет

Нелли Середина
Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

«Отчёт учителя-логопеда по

дополнительной образовательной

программы «Обучение грамоте»

(для детей 5-7 лет)

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет)

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» - «ОТ А ДО Я»

ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед

Середина Нелли Александровна

Публикация «Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе „Обучение грамоте“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

р. п. Дмитриевка 2024

Дополнительная программа по обучению грамоте ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года.

Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.

Задачи программы :

Образовательные :

- Формирование и развитие фонематического слуха.

- Развитие произносительных умений.

- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией.

- Знакомство со слоговой структурой слова.

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

- Расширение словарного запаса детей.

-Знакомить с графическим изображением буквы.

- Учить соотносить звук и букву.

- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.

- Подготовка руки ребёнка к письму.

- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.

- Формировать элементарные графические умения.

- Познакомить с изображением буквы.

- Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу).

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия.

- Развитие графических навыков.

- Развитие мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки.

- Развивать глазомер, четкой координации руки.

Воспитательные:

- Воспитание умения работать.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

- Прививать элементарные гигиенические правила письма.

- Воспитывать усидчивость.

- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

В период с 01.10.2023 по 31.05.2024 года с воспитанниками старшей группы осуществлялся 1-й год обучения грамоте - «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ», занятия проводились 2 раза в неделю, включали в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. Длительность каждого занятия для детей данного возраста : 25 - 30 мин.

Основная задача на данном этапе обучения – развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

В 1-й год обучения педагог дополнительного образования организовывала свою работу, чтобы у детей сформировалились навыки и умения:

• умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;

• интонационное выделение заданного звука в слове;

• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);

деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.

• понятие звук и буква и их различием;

• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;

• определение места звука / буквы в слове;

обучение написанию букв с использованием образца (печатное изобра-жение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).

• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;

• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;

• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произно-шении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квад-рат;

• чтение слогов с изученными звуками и буквами;

• составление и чтение слов из знакомых букв;

• понятие ударение в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов.

• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;

• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат.

• звуковой (фонетический) анализ слова;

• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);

• начальные навыки чтения предложений из двух, трёх, четырёх знако-мых слов.

• дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

• переход к чтению несложных предложений.

В соответствии с требованиями дополнительной программы Нелли Александровна соблюдала основные этапы работы:

1. Подготовительный:

2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:

6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями.

7. Повторение и закрепление пройденного материала.

Включала в каждое занятие задания на:

- развитие фонематического слуха;

- обогащение словарного запаса дошкольников;

- развитие врожденной грамотности;

- умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;

- развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

На данном этапе реализации программы педагог дополнительного образования работала над формированием таких звуко-буквенных критериев у дошкольников:

- проявление интереса к звучащему слову, чтению, письму;

- ориентирование в звуко-буквенной системе языка;

- понимание смыслоразличительной функции звуков и букв;

- записывание букв, слов, простых предложений печатными буквами;

- запоминание алфавита русского языка;

- чтение букв, слов, простых предложений, понимание прочитанного текста;

На 01.10.2023 года дополнительные платные услуги «Обучение грамоте» получали 23 воспитанника старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. В течение учебного года 2 обучающихся выбыли из ДОУ по приказу, а 1 воспитанник прекратил посещать ДОУ.

Таким образом, к концу учебного года дополнительную программу по обучению грамоте прошли 20 дошкольников.

В конце 2023-2024 учебного года – за первый год обучения по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте», большинство обучающихся старшей группы от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности достигли прогнозируемого результата.

А именно, воспитанники научились:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; - делить слова на слоги;

- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно; - определять и называть первый звук в слове;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

- составлять 2-3 предложения по картине;

- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

- заучивать небольшие стихотворения;

- узнавать и различать буквы русского алфавита.

Таким образом, проанализировав приобретённые знания, умения и навыки дошкольников, в результате их обучения по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» (для детей 5-7 лет) 1-й год обучения, можно сделать выводы о том, что данная программа показала положительные результаты по обучению чтению и печатному письму воспитанников старшей группы от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности МБДОУ детского сада «Солнышко».

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.

Перспективное планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки» (часть 7) Март 1. Чтение потешки «Ай качи, качи, качи…» Цель. Вызвать желание слушать потешку, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова.

Планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки». Часть 3 Ноябрь 1. Чтение потешки «Наши уточки с утра…» Цель. Учить понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них.

Планирование занятий для детей первой младшей группы по дополнительной программе «Ладушки» (продолжение) Октябрь 1. Чтение потешки «Ладушки, ладушки…» Цель. Вызвать желание слушать потешку, подговаривать слова. Методы и приемы. 1. Чтение потешки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 13 июня 2024 в 11:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Середина (УИ 50984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД