Нелли Середина
Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Отчёт учителя-логопеда по
дополнительной образовательной
программы «Обучение грамоте»
(для детей 5-7 лет)
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) –
«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» - «ОТ А ДО Я»
ПОДГОТОВИЛ: учитель-логопед
Середина Нелли Александровна
Публикация «Отчёт учителя-логопеда по дополнительной образовательной программе „Обучение грамоте“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
р. п. Дмитриевка 2024
Дополнительная программа по обучению грамоте ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года.
Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы :
Образовательные :
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Развитие произносительных умений.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
-Знакомить с графическим изображением буквы.
- Учить соотносить звук и букву.
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
- Упражнять в аналитико-синтетической деятельности.
- Формировать элементарные графические умения.
- Познакомить с изображением буквы.
- Упражнять печатать буквы, слоги (по образцу).
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки.
- Развивать глазомер, четкой координации руки.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать.
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
- Прививать элементарные гигиенические правила письма.
- Воспитывать усидчивость.
- Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
В период с 01.10.2023 по 31.05.2024 года с воспитанниками старшей группы осуществлялся 1-й год обучения грамоте - «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ», занятия проводились 2 раза в неделю, включали в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. Длительность каждого занятия для детей данного возраста : 25 - 30 мин.
Основная задача на данном этапе обучения – развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
В 1-й год обучения педагог дополнительного образования организовывала свою работу, чтобы у детей сформировалились навыки и умения:
• умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
• интонационное выделение заданного звука в слове;
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
• понятие звук и буква и их различием;
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат;
• определение места звука / буквы в слове;
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изобра-жение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий).
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове;
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»;
• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произно-шении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квад-рат;
• чтение слогов с изученными звуками и буквами;
• составление и чтение слов из знакомых букв;
• понятие ударение в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов.
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении;
• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат.
• звуковой (фонетический) анализ слова;
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема);
• начальные навыки чтения предложений из двух, трёх, четырёх знако-мых слов.
• дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
• переход к чтению несложных предложений.
В соответствии с требованиями дополнительной программы Нелли Александровна соблюдала основные этапы работы:
1. Подготовительный:
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями.
7. Повторение и закрепление пройденного материала.
Включала в каждое занятие задания на:
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словарного запаса дошкольников;
- развитие врожденной грамотности;
- умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать;
- развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
На данном этапе реализации программы педагог дополнительного образования работала над формированием таких звуко-буквенных критериев у дошкольников:
- проявление интереса к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентирование в звуко-буквенной системе языка;
- понимание смыслоразличительной функции звуков и букв;
- записывание букв, слов, простых предложений печатными буквами;
- запоминание алфавита русского языка;
- чтение букв, слов, простых предложений, понимание прочитанного текста;
На 01.10.2023 года дополнительные платные услуги «Обучение грамоте» получали 23 воспитанника старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. В течение учебного года 2 обучающихся выбыли из ДОУ по приказу, а 1 воспитанник прекратил посещать ДОУ.
Таким образом, к концу учебного года дополнительную программу по обучению грамоте прошли 20 дошкольников.
В конце 2023-2024 учебного года – за первый год обучения по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте», большинство обучающихся старшей группы от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности достигли прогнозируемого результата.
А именно, воспитанники научились:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; - делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно; - определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать небольшие стихотворения;
- узнавать и различать буквы русского алфавита.
Таким образом, проанализировав приобретённые знания, умения и навыки дошкольников, в результате их обучения по дополнительной образовательной программе «Обучение грамоте» (для детей 5-7 лет) 1-й год обучения, можно сделать выводы о том, что данная программа показала положительные результаты по обучению чтению и печатному письму воспитанников старшей группы от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности МБДОУ детского сада «Солнышко».