Анстасия Сидорова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со сказками малых народностей Кузбасса «Отчего у глухаря глаза красные?»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужна эта работа:
В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских или шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением. Возникла идея рассказать детям о том, что в Кузбассе живут не только русские и татары, но и люди других народностей, такие как шорцы и телеуты. Обратилась за помощью к родителям в поисках самобытных сказок малых народностей Кузбасса. Провела несколько занятий по ознакомлению со сказками : "Догадливая выдра", "Как птицы огонь добывали", "Почему у глухаря глаза красные". Эти сказки были доступны для понимания детей, что было отображено в их рисунках. Все работы были выставлены на сенд "Самобытные сказки Кузбасса", а затем собраны в альбомы. Одно из занятий отправляю вам на суд.)
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со сказками малых народностей Кузбасса „Отчего у глухаря глаза красные?“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель :
- Ознакомление с самобытными сказками малых народностей Кузбасса.
Задачи:
- Осмысливать характер и поступок персонажа сказки.
- Развивать творческое воображение, связную речь.
- Воспитывать интерес к устному творчеству других народов.
Оборудование:
- ноутбук,
- иллюстрации,
- краски,
- заготовки для аппликации,
- альбомные листы,
- клей.
ХОД
Дети заходят в группу, где находятся игрушки из разных сказок (лиса, медведь, заяц и т. д.)
Воспитатель:
- Как вы думаете, куда мы с вами пришли?. Я думаю, что мы попали в страну сказок. Проходите, садитесь.
- Ребятки, а вы любите слушать сказки? А что такое сказки? (Это придуманная история со счастливым концом). С каких слов начинается сказка? (Жили – были). Что умеют в сказках делать животные? (Разговаривать, ходят в одежде, строят себе дома). Какие сказки вы знаете? (Репка, Колобок, Теремок и т. д.) Вы сейчас назвали русские народные сказки, которые сочинил русский народ. Их сочинили много лет назад, а рассказывали их, дедушки и бабушки своим внукам. Я вас сегодня хочу познакомить с другим народом, это – шорцы.
Иллюстрация
- Они тоже сочиняли свои народные сказки и с одной из них мы сегодня познакомимся. Но сначала давайте поиграем в пальчиковую игру.
Динамическая пауза
- Эта птица – соловей. Эта птица – воробей. Эта птица – совушка, сонная головушка. Эта птица – свиристель. Эта птица – коростель. Эта птица – злой орлан. Птицы, птицы, по домам! (дети разбегаются и садятся на свои места).
- Как вы думаете, про кого будет сказка? (про птицу). Внимание на экран!
Показ м/ф «Отчего у глухаря глаза красные»
Иллюстрация глухаря – вот он какой.
Вопросы по содержанию:
- Почему глухарь остался в лесу один?
- Отчего покраснели у него глаза?
- А, что он сделал потом? (уснул в снегу)
- Чтобы не погибнуть зимой в лесу, где нет ни мошек, ни ягод, ни сочной травки, чем же он мог питаться?. Поклевал глухарь вкусной кедровой, еловой хвои и успокоился. «Ничего, - подумал он, устраиваясь в снежной норке, - перезимую и здесь».
Иллюстрация – глухарь в снегу.
- С тех пор привычно зимует глухарь в холодном лесу, а глаза у него до сих пор остаются красными.
- А вы знаете, почему его называют – глухарь?. Потому что, когда он поёт свои песни (токует, то ничего вокруг не слышит. Вот поэтому он и остался в лесу один.
- Сейчас я предлагаю вам немножко подвигаться!
ФИЗМИНУТКА
По родному краю дружно мы шагаем, в нашем лесу полно чудес :
Белка с ветки на ветку скос да скок!
Филин крыльями машет: «Ух!», «Ух!».
На горе стоит лесок, он не низок ни высок,
Удивительная птица подаёт нам голосок.
На пенёчке посидели, друг на друга посмотрели,
По тропиночке лесной, дружно все пришли домой.
- Я знаю, что вы любите рисовать и предлагаю вам стать художниками, нарисовать лес, в котором живёт глухарь. Что же это за лес, в котором растут ели, сосны, кедры, пихты? Как он называется?
Иллюстрации хвойных деревьев - какой это лес? (хвойный)
- На что похож этот белый лист? (на снег) Какие деревья будут хорошо видны на снегу? (зелёные). Это те деревья, о которых мы с вами только что говорили.
Дети рисуют хвойный лес и наклеивают изображение глухаря.
- С какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? А какой народ её сочинил? Вам понравилась сказка? Какой, можно сделать вывод? (что нужно всех слышать и слушать, особенно взрослых). Хотите услышать, как поёт (токует) глухарь?
Видеоролик «Пение глухаря»
- А сейчас из страны сказок мы возвращаемся в детский сад, где у нас с вами очень много разных, интересных дел!
Вероника Цаплина и ее мультфильм «Отчего у глухаря глаза красные».
Три новых мультфильма близки к завершению в детской национальной мультипликационной студия «Кюн-Кузези» в Мысках.
Это «Мудрое решение», авторская картина 14-летней Насти Чугуновой, «Бабушкина наука» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова, над которым работает 12-летняя Юлия Гришина, и лента 10-летней Вероники Цаплиной «Отчего у глухаря глаза красные» на основе шорской национальной легенды.
Именно эти мультфильмы по плану должны быть завершены к июню и поедут в Новосибирск на открытый Всероссийский фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица».
– По продолжительности каждый из мультиков будет не больше двух минут, – рассказала руководитель «Кун-Кюзези» Любовь Раппу. – Работаем в технике перекладки, то есть отрисовываем отдельно фоны, марионеток и потом складываем в сюжет. В приоритете акварельные краски. При создании фильмов ребята пользуются и современными наработками, в том числе фотошопом.
Сейчас все три конкурсных мультфильма в фазе активной работы, впереди монтаж и «озвучка».
Для справки. Мысковской студии в этом году исполнится 13 лет, за это время силами ее воспитанников было создано почти 30 мультфильмов, многие из них были признаны лучшими на разных всероссийских конкурсах и фестивалях.
Полина Спиридонова.
Петь люблю рассветной тишью,
Так влюблён я в песнь свою,
Ничего вокруг не слышу,
Если только запою (Глухарь)