Шикуфе Алиева
Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет «От лепета к речевому общению»
▼ Скачать + Заказать документы
«От лепета к речевому общению» развитие речевой активности у детей
от 1 до 2 лет
презентация Алиевой Шикуфе Камиловны воспитателя МБДОУ «Дет-ский сад №30 «Северное сияние»
Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.
Публикация «Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет „От лепета к речевому общению“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Этапы развития речи у детей раннего возраста :
• гуление;
• лепет;
• псевдослова;
• первые слова, слова-предложения;
• элементарная фразовая речь;
• простые грамматические конструкции.
Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.
Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Развитие связной речи у детей
Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.
Принципы, на которых основывается работа с ребенком:
в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
развитие связной речи детей раннего возраста
для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с кото-рыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;
ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;
хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.
Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком.
После того, как ребенок начнет посещать детский сад, большую часть дня он проводит в дошкольном учреждении, поэтому особенно важно, чтобы в детском саду развитию речи уделялось должное внимание: регулярно организовывалось речевое общение с детьми, детей приучали к тому, чтобы они обращались к взрослым по тем или иным поводам, тогда для ребенка создается благоприятная возможность слышать речь взрослых и подражать ей.
Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное, поскольку развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Поэтому мы используем для развития речи ребенка народные игры, пальчиковые игры, дидактические игры.
План работы по развитию речи с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр :
период народные игры пальчиковые игры дидактические игры
Сентябрь «Сорока – ворона»
Октябрь «Поехали» «Ладушки»,
Ноябрь «Коза рогатая» «Прятки». «Звукоподражание»
Декабрь «Топ, топ», «Пальчики», «Кто как кричит»
Январь «Петя петушок» «Моя семья», «Читаем книжки»
Февраль «Киска, брысь» «Мышки испуга-лись» «Играем с куклой»
март «Топ, топ» «Пальчики в лесу», «Играем с мишкой»
Апрель «Части тела» «Капустка», «Называем части тела»
Май «Уходи с дороги кот» «Пирамидка»
Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр, цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание;
2. Развивать артикуляционный и слуховой аппарат у ребенка, звукоподражание;
3. Развивать понимание речи, накопление пассивного словаря;
4. Развивать активную речь у ребенка посредством формирования умения общаться с взрослыми в игре;
5. Формировать умение выполнять указания взрослого.
Работа проводится в 3 этапа. Этапы работы по развития речи детей в раннем возрасте
1 этап: Задачи:
1. Установление эмоционального контакта с ребенком;
2. Формирование умения вслушиваться в поток речи;
3. Формирование умения повторять облегченные слова.
На данном этапе используются народные игры. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры - потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Кроме того, эмоциональность игры помогает ребенку привыкнуть к пока еще мало знакомому воспитателю.
На этом этапе используются игры «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
На 2 этапе к народным играм – потешкам добавляются пальчиковые игры.
Задачи этапа:
1. Развитие мелкой моторики рук;
2. Стимуляция умственной активности;
3. Развитие речи и творческих способностей у малышей;
4. Снятие тревожности.
Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки».
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
На третьем этапе к народным и пальчиковым играм присоединяются дидактические игры.
Задачи этапа:
1. Развитие слухового внимания;
2. Стимулирование активной речи;
3. Формирование умения выполнять указания взрослого.
4. Обогащение словаря новыми словами.
На данном этапе используются игры:
Игры для развития речи.
Народные игры.
Пальчиковые игры
Дидактические игры
«Звукоподражание», «Кто как кричит» - развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией.
Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на иг-рушках и на себе.
Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.).
Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения.
Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»).
При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.
Развивающая речевая среда в группе
Для проведения игр с детьми в группе создана зона речевых игр, в которой расположены картинки, игрушки, книжки, пособия. Используются для речевых игр игрушки группы.
Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию активной речи.