Белых Ольга Павловна
Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности экологического воспитания детей младшего
дошкольного возраста".
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную ли первую младшую группу.
Публикация «Особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Дети 2-3 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача педагогов в работе с детьми в возрасте 3-4 года – заложить первые представления о мире растений и животных и их зависимости от условий жизни, не только с помощью речи но и с помощью сенсорики, так как ведущей деятельностью развития ребёнка является сенсорное развитие.
Главным аспектом экологического воспитания детей в возрасте 3-4 года является :
- формирование у них первоначальных представлений о живых объектах, их важном отличии от предметов (неживого объекта);
- развитие элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий.
Необходимо, чтобы дети младшей группы :
1. Научились различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют;
2. Познакомились главными сенсорными свойствами объектов природы (форма цвет величина, характер поверхности и др.)
3. Получили первоначальные представления о возможном взаимодействии с ними.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы, «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, морковку или арбуз. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые образы и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этих целей подойдут образы из сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений за декоративной птицей, за аквариумной рыбкой, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодой, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок – пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре в течение 1 – 2 недель;
- проращивание лука - репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдение за растущим луком (ведутся в течение 4-5 недель 1 раз в неделю).воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями – таким образом дети приобщаются к труду и пониманию его значения для живых организмов;
- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- проведение экологических занятий 1 раз в 2 недели;
- проведение экологических досугов развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Список использованной литературы:
1. Аксёнова З. Ф. "Войди в природу другом" - 2011г.
2. С. Н. Николаева "Программа экологического воспитания в детском саду" - 2010г.