Aлёна Вячеславна Чичканова
Особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста»
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, глядя на часы.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время, чувствовать его длительность. Слово «время» означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Публикация «Особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго. Быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т. д. Понятие времени для детей наиболее сложно.
Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей в различные части суток.
Первая единица измерения, с которой знакомят малыша- это сутки. Лучше начинать с конкретных частей суток: день-ночь, утро- вечер, а затем уже знакомить ребенка со смешанными частями суток: утро-день, вечер- ночь. В повседневной жизни чаще используйте название частей суток, давайте конкретные характеристики временных отрезков. Например: «Сейчас утро. Мы оделись, умылись, а теперь будем завтракать». После того. Как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводят такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра». Используя эти понятия, вы можете планировать вместе с ребенком каждый день. Например: «Сутки, которые мы ждем, называются «завтра». Завтра мы пойдем к бабушке в гости». Вспомните, что вы делали вчера, где были и т. д.
Затем необходимо познакомить ребенка с неделей, месяцем, годом. Достаточно, если ребенок усвоил последовательность дней недели, месяцев и времен года. Знал и мог пользоваться их названиями. Для лучшего усвоения и закрепления знаний вы можете использовать игры.
Игра «Когда это бывает?» Для игры необходим набор картинок с изображение частей суток. Рассмотрите картинки, выделите особенности тех или иных частей суток. Сначала играйте с картинками, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро вечер)
Вопросы к картинкам:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает?
Почему ты так делаешь?
Что мы делаем ночью (днем, вечером, утром?
Какое сейчас время суток?
Какое время суток тебе нравится больше?
Почему? Аналогично можно использовать набор картинок с изображением времен года.
Игра «Что было, есть и будет» По очереди составляйте рассказы. Их содержание может быть как реальным. Так и вымышленным.
Темы рассказов:
Что со мной было вчера.
Что я делал сегодня.
Что со мной случится завтра.
Выучили Неделя (Считалка)
Прочитала с детьми о временах года.
С. Маршак «Двенадцать месяцев». (сказка)
С. Маршак «Круглый год». (стихотворение)
Г. Скребицкий «Четыре художника»
Прочитала детям о часах.
С. Баруздин «Часы».
Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу.»
ВЫВОДЫ
1. Оринтировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе
2. Несмотря на то что жизнь и деятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем возникает у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связанно со специфическими особенностями времени : его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развития «чувства времени» предполагает знание и системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строится на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
Спасибо за внимание!