Ольга Смотрова
Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве.
Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для полноценного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.
Публикация «Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает».
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.
Проблема оказания помощи семье в поликультурном образовательном пространстве обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают семью. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребенка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Все это позволило педагогам вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
Поликультурное воспитание детей в дошкольных учреждениях осуществляется в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:
общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество;
художественная литература;
игра, народная игрушка и национальная кукла;
декоративно-прикладное искусство, живопись;
музыка;
этнические мини-музеи;
Поэтому главной целью работы ДО с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию является :
осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДО на дошкольников;
формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного-образовательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Примерно с четырех лет ребенок начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому необходимо знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, это способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми, вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина - начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Подводя итог, можно констатировать, что воспитание дошкольника в поликультурном языковом пространстве будет эффективным в том случае, если педагогическая организация работы в образовательном учреждении осуществляется в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволяет создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.