Ангелина Ганаева
Особенности взаимоотношений детей в семье в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. По данным современных исследований известно, что на протяжении данного периода у ребенка развиваются все психические процессы, разные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, происходит формирование познавательных способностей.
Как отмечает А. А. Крылов, дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения.
Публикация «Особенности взаимоотношений детей в семье в онтогенезе» размещена в разделах
Новорожденному ребёнку в науке дается определение – «индивид». Ребёнок второго года жизни, проявляет свои интересы в трё х основных направлениях: в интересе к матери или человеку, который ухаживает за ним, в изучении окружающего пространства, в овладении новыми двигательными навыками. Первостепенным условием развития на втором году жизни, является общение со взрослым. У ребёнка появляется стремление к самостоятельности. При общении с ребенком взрослый должен быть очень чутким, избегать негативных переживаний и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ребёнком.
После кризиса 3 лет взаимоотношения взрослого с ребенком становятся спокойнее, малыш является уже достаточно самостоятельным. В этом возрасте ребёнок начинает подражать другим людям, наблюдать за собой, за другими детьми. Период интенсивного развития у ребёнка самостоятельности приходится на третий год жизни ребёнка, промедление в формировании этого качества приведет к появлению у детей необратимых психологических состояний.
Родители детей раннего возраста должны уделять серьёзное внимание проблемам организации жизнедеятельности ребёнка в условиях семейного воспитания, выработке адекватных способов родительского поведения развитию осознанных навыков общения со своими детьми. Важным моментом дошкольного периода является так называемая потеря детской непосредственности. Многие самостоятельные действия маленького ребёнка встречают запрет, они могут причинить ущерб родителям или нанести вред ребёнку. Наряду с поддержкой взрослый вынужден постоянно контролировать и ограничивать активность ребёнка.
Родители пятилетних детей настроены на признание их интересов, специфически детских видов деятельности, поддержания инициативности ребёнка. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: это период подготовки ребёнка к школе, начинают формироваться новые механизмы деятельности и поведения, появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения. Период дошкольного детства завершается к шести годам, возрастает потребность во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок ожидает от взрослых признания своей независимости, самостоятельности, хочет, чтобы его мнения спросили, посоветовались с ним. Поведение определяется не только отношением ко взрослому, но и к себе.
Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви».