Получи документы

Речевое развитие дошкольников 5–6 лет

Татьяна Сумзина
Речевое развитие дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Речевое развитие дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах

Данная тема является актуальной поскольку развитие речи является центральной задачей развития детей. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью речи и ее ролью в формировании личности.

Развитие культуры речи в последнее время становится всё более важной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень общей культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих речь детей.

Цель консультации – рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).

Дети 5-6 лет расширяют сферу своего общения, они уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений, это связано с появлением рассуждающего, логического мышления.

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

Звуковая культура речи детей 5-6 лет. Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса, большинство звуков произносится детьми правильно. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит). Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения: искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Уровень развития речевого слуха ребенка в 5-6 лет позволяет ему: контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов; усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка; выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок); овладеть делением слова на слоги.

У детей 5-6 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Детям 5-6 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Словарь детей 5-6 лет. У старших дошкольников словарь значительно богаче, чем у детей четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Грамматический строй речи. В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов). В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например: пришел – подошел.

Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Связная речь. Все условия для развития связной речи у старших дошкольников созданы : звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.

Разделяют два основных типа связной речи – диалог и монолог. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-6 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы: всестороння работа со звуком; знакомство с образом буквы и закрепление его; формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки, увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

2. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВОСПИТАТЕЛЕМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Воспитание звуковой культуры речи: Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагаются для дифференциации пары звуков: с–з, с–ц, ш–ж, ч–щ, с–ш, з–ж, ц–ч, л–р, то есть дети учатся различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки — изолированные, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учатся вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем взрослый предлагает им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук «с» находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус, затем называются слова со звуком «з» (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором сначала встречается звонкий звук «з», потом глухой звук «с» (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал»., «Где ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала»., «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».). Дети учатся изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Им предлагается произносить скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Эти задания можно выполнять параллельно и варьировать: например, произносить фразу громко и медленно, шепотом и быстро. Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло, широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в своей речи. Осваивая значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый, дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные ими характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия. Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи: продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — учить, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или подобрать слово по образцу: весело — веселый; быстро. (быстрый, громко. (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»; «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют)».

Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший; плохой — плохонький; полный — полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой). Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, то есть умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где.». Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает, помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложения.

В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей, поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, связной речи, формирование грамматического строя речи. В процессе ознакомления со словом выделяют два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют предметы, их свойства и качества. С понятием «слово» можно знакомить детей с помощью словарных упражнений, упражнений на словообразование, а также средств художественной литературы и фольклора.

Последовательность ознакомления детей с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Для этого можно использовать небольшие рассказы из 3–4 предложений со знакомым детям содержанием, обозначить количество предложений и привести пример: «Девочка ест груши. Это предложение. В нем говорится о девочке и о том, что она ест груши». Примеры сопровождаются подсчетом слов в предложении, установлением их последовательности, составлением предложений из разного числа слов.

Задачей работы по ознакомлению со слоговым строением слова является формирование у детей умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умений производить звуковой (фонемный) анализ слов.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что педагог старшей группы в рамках речевого развития детей решает следующие основные задачи:

• занимается воспитанием звуковой культуры речи;

• продолжает обогащение, уточнение и активизацию словаря;

• продолжает формирование грамматического строя речи;

• начинает планомерную подготовку к обучению грамоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод, что у детей 5-6 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию. У ребенка накапливается значительный запас слов, в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем является центральной задачей речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, ведь именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка.

Публикации по теме:

Иллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитиеИллюстрированная большая книга классификаций. Речевое развитие Уважаемые коллеги, хочу познакомить с новинкой, появившейся в нашей группе. Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Центра.

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников 5–6 лет
Опубликовано: 9 октября 2022 в 21:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сумзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД