Вера Супрун
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Чаще всего у малышей, до двух лет отсутствует фразовая речь. Дети изъясняются жестами. Звуками или пользуются несколькими словами. После двух лет, у большинства детей начинается активное развитие речи. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Не нужно забывать, что каждый ребенок индивидуален, у каждого свой путь развития и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в играх и занятиях для развития речи. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение.
Публикация «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
Ведущая роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит взрослым: родителям, близким, воспитателям. Успехи дошкольника в речевом развитии во многом зависят от того как говорят с ребенком, сколько времени и внимания уделяют речевому общению, от культуры речи взрослого. Недостаток речевого общения неблагоприятно сказывается не только на развитии речи ребенка. Но и на его общем психическом развитии.
С детьми 2-3 лет можно говорить обо всем, что их окружает, находится в поле их зрения, о том что с ними происходит, или происходило вчера (некоторое время назад). Расширять кругозор детей, обращая внимание на явления природы, животных и других людей. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, внимание, любознательность, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Малыши очень любят стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Помните! Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, насыщенную и грамотную речь.
Желаем вам успехов!