Лучший педагог года

Консультация «Особенности развития памяти в дошкольном возрасте»

Наталья Петухова
Консультация «Особенности развития памяти в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача - воспитать всесторонне развитую личность.

Публикация «Консультация „Особенности развития памяти в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Дошкольному воспитанию принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые они получают о окружающем мире оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Этот процесс называется памятью. Не смотря на актуальность вопроса теория и практика показывает, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Одной из первых теорий памяти до настоящего времени изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, признание получила в Англии и Германии. В данной теории лежит понятие ассоциация - связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом ; с Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом.

Общая задача для всех ассоцианистов: изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. На смену ассоциативной теории пришла гештальт-теория: концепция К. Левина. Он разработал свою теорию действий, и прежде всего волевых действий, которые оказывает на продуктивность запоминания. В нашей стране эта теория получила свое дальнейшее развитие. А. А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

2. Основная часть.

Память – это основа нашей жизни, нашего сознания. Самый ранний вид – моторная или двигательная память (условные двигательные рефлексы детей). Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения. Эмоциональная или аффективная память относится к первому полугодию жизни ребенка. Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти - второй год жизни.

Произвольная память. Для запоминания, например (стихотворения) следует приложить некоторые усилия. Можно с успехом использовать для развития произвольной памяти у ребенка дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит забывать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен четко понимать, для чего ему нужен запоминаемый материал и как он сможет использовать его в будущем.

Образная память. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Когда, например, детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону и просил взрослого показать другую картинку.

По содержанию память – образная, эмоциональная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая (смысловая) она включается тогда, когда ребенок пересказывает своими словами, что наиболее присуще детям нашей группы и механическая - проявляется при многократном повторении материала. По длительности сохранения материала память может быть долговременной (память сохраняется надолго) и кратковременной(20-30сек.). Основу памяти составляет нервно-мозговой центр («мнема») и называют природной памяти. У некоторых детей например нашей группы развита зрительная память-эйдетическая. Дети видят образы яркие, отчетливые воспринимают эти образы и после небольшой умственной обработки (описания) прекрасно его восстанавливают. В своей работе используем следующие мнемические приемы: 1. Проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат).2Повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала) 3. Запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим).4. Актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом. 5. Объединение заучиваемого одной общей темой. 6. Группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т. д.).

В дальнейшем материал должен закрепляться неоднократным повторением. Целесообразно использовать для развития мнемических способностей игровые задания. Так, с детьми группы используем игру «Заметь и запомни», которая заключается в следующем. На столе выкладываем 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить. Можно использовать и другие варианты, например; приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежат. В дошкольном возрасте у детей формируются новые и разнообразные навыки, прежде всего трудовые, учебные (движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеивание, сгибание и др., основные физкультурные (шаг, бег, прыжки, лазанье, ползанье, повороты, ловля и метание мяча; движения под музыку.

При целенаправленном развитии у детей памяти следует помнить:- необходимо, чтобы у ребенка был интерес к запоминаемому материалу;- быстрее и лучше ребенок запоминает только яркие, новые объекты;- запоминание материала будет эффективнее, если она будет организованно в форме игры;- осмысленный детьми материал будет запоминаться ими быстрее;- Развитие памяти происходит с обучением ребенка основам наук одновременно с совершенствованием его умственной деятельности - необходимо целенаправленно учить детей способам запоминания (классификации, анализу, сравнению, обобщению,)использованию картинок и т. д.

3. Заключение. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой - всё это создаёт положительную мотивацию ребёнку.

ПОМНИТЕ: Память является важным психическим процессом, которая закладывается еще до рождения ребенка и сопровождает человека на протяжения всей его жизни.

Поэтому очень важно развивать и сохранить эту способность мозга воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию "О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте", которую я подготовила для.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности развития памяти в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 28 января 2020 в 17:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности развития памяти в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД