Дарья Коньякова
Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психическом развитии ребенка и общем функционировании его организма. Доказано, что мелкая моторика непосредственно связана с психическими функциями ребенка, его речью, поэтому, крайне важно с раннего возраста ее развивать.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Данная проблема еще больше актуализируется, когда речь идет о детях с ЗПР – о детях, развитие которых отличается отставанием от условно- возрастной нормы развития ребенка. Многие из них имеют отклонения в двигательной сфере. Таким детям сложно производить четкие движения. Исследователи отмечают сложность развития у детей мелкой моторики. Именно из-за этого у дошкольников с ЗПР часто отмечаются проблемы с письмом, рисованием и другими видами детской деятельности, в которых активно задействована мелкая моторика.
Педагоги общего и коррекционного профиля находятся в постоянном поиске новых форм, методов и приемов активизации мелкой моторики, ребенка, ее развития. Творческая деятельность считается наиболее эффективной, особенно изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка.
Изодеятельность традиционно рассматривается как наиболее доступный в физиологическом плане вариант детской творческой деятельности и как деятельность, вызывающая интерес у каждого ребенка.
Обучение ребенка рисованию и передача ему различных навыков изодеятельности на протяжении всего времени обучения обусловлено тем, что в этом возрасте еще достаточно успешно поддаются коррекции и психическое развитие, и мелкая моторика. Именно поэтому, по мнению специалистов, в младших классах, дети изучают различные виды изобразительной деятельности [1].
Как отмечается, при задержке психического развития рисование является не только учебной дисциплиной и способом повышения качества развития мелкой моторики, общепсихического развития, но и одним из самых распространенных и доступных средств самовыражения. Главным образом, посредством изобразительного искусства происходит формирование личности ребенка с ЗПР [2].
Понятие мелкой моторики – одно из активно изучаемых в современной коррекционно-педагогической науке. Доказательством тому является отсутствие единого подхода к понятиям «моторика» и «мелкая моторика».
Так, в работах Е. А. Стребелевой моторика рассматривается как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку [3].
Моторика – это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.
Моторика движений рук – это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций.
Мелкую моторику определяет как развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [4]. Определение моторного навыка - это организованная последовательность целенаправленных действий, которая управляется или корректируется посредством обратной связи.
Под термином «мелкая моторика» в общем смысле принято понимать двигательную активность кистей рук, возможность выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и
других операций [5].
Многие отмечают взаимосвязь между мелкой моторикой и психическими процессами, протекающими в голове у человека. Считается, что развитие мелкой моторики повышает интеллект ребенка с раннего
возраста [6].
М. Монтессори в своих работах описывает взаимосвязь между мелкой моторикой человека и его речью. Нейробиологи подтверждают эту теорию, так как в человеческом мозге, по расположению, центр, который отвечает за речь и движения рук, находятся близко друг другу. На этом основании, ученые полагают, что данные центры могут быть не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы [7].
За счет того, что мелкая моторика влияет на умственную деятельность человека, специалисты отмечают, что низкий уровень развития мелкой моторики в детском возрасте может привести в дальнейшем к снижению уровня развития внимания и других познавательных процессов. В свою очередь, это способно повлиять на отношение ребенка к обучению и получению знаний любыми способами, снижению у ребенка желания общаться со сверстниками, а также значительному повышению уровня тревожности с малых лет жизни [8].
Это все может не только негативно сказаться на психике ребенка и его самоощущению в обществе, но также повлиять на действия и мысли ребенка в подростковом возрасте.
Мелкая моторика и ее развитие с раннего возраста крайне важна для человека. От этого зависят многие его умения и качества, которые будут с человеком на протяжении всей его жизни. К таким качествам относят: внимание, координацию, воображение и умение концентрировать свое внимание на каком-то процессе или предмете.
Познание ребенком мира происходит через осязание и восприятие разных по структуре и форме предметов. С первых лет жизни, необходимо делать с детьми упражнения, которые нацелены на развитие мелкой моторики.
В дальнейшем такие занятия могут помочь ему в формировании его психического и умственного развития. Это происходит за счет того, что нервные окончания пальцев напрямую связаны с познавательными и психическими центрами головного мозга человека. Можно заключить, что за счет развитие мелкой моторики ребенка развиваются и другие его навыки и умения, в том числе и речевые.
Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений [9].
Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
В своих работах Е. Ф. Архипова выделяет важность работы мелкой моторики для формирования у ребенка графомоторного навыка. По мнению автора, ребенок проходит несколько стадий развития графомоторных навыков [10].
В 1–1,5 года ребенок может только зажать карандаш в ладони, что ограничивает его движения. Нет конкретной мысли что-либо изобразить на бумаге.
В 2–3 года ребенок удерживает карандаш сверху. Движения свободные и спонтанные. Появляется определенность в движениях. Ребенок наблюдает за линиями. Преобладают вертикальные движения, имитация еще ограничена. На бумаге появляются неровные овалы — первая попытка изобразить человека и окружающую действительность.
В 3,5–4 года появляется правильный захват карандаша. Улучшается координация движений, зрительно-пространственное восприятие. Ребенок отслеживает границы листа и границы собственных рисунков. Ребенок начинает копировать изображение. Старается передать пропорции предмета и рисунка.
В 5 лет в рисунках преобладает штрихи — вертикальные и горизонтальные. Теперь ребенок отслеживает длину линии, равномерность и четкость. Ребенок правильно держит ручку. Появляется желание писать буквы.
В 6 лет ребенок копирует геометрические фигуры. Их линии более четкие, пропорциональные. В этом возрасте ребенку доступны любые движения. Рисование благотворно влияет на дальнейшую способность к письму.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь (совместно с органами чувств) выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, развитие двигательных функций тоже будет страдать. Таким образом, многие исследователи подчеркивают взаимосвязь психического и моторного развития. С одной стороны, двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики и речи ребенка, с другой стороны, способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития.
Основными параметрами развития мелкой моторики являются : ловкость, гибкость, точность и скоординированность. Каждая из этих характеристик важна в общем акте совершения движения.
Ловкость – способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Измерителями ловкости являются: координационная сложность движения; точность его выполнения (точность пространственных, временных, силовых характеристик движения); высокая экономичность движений (КПД); время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).
Физиологическими и психологическими основами ловкости являются: запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные рефлексы); быстрота и точность сложных двигательных реакций; совершенствование функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие собственных движений); психологическая особенность ловкости – полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).
Гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок; снижения возбудимости растягиваемых мышц; внешней температуры воздуха; возраста; суточной периодики. Гибкость отрицательно коррелирует с силой.
Точность – актная, моментная характеристика движения живой системы.
Таким образом, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Основными параметрами развития мелкой моторики являются : ловкость, гибкость, точность и скоординированность. Каждая из этих характеристик важна в общем акте совершения движения.
За счет плохого уровня владения мелкой моторикой у детей наблюдается сложность в творческих дисциплинах дошкольной программы, таких как изобразительное искусство (ИЗО, ручной труд и др. На этих дисциплинах дети встречаются с такими трудностями, как лепка, за счет мелких деталей, с которыми им сложно работать.
Рисование также считается одной из сложных для детей учебной деятельности.
Во время творческих дисциплин дети испытывают трудность с тем, чтобы нарисовать или сделать какой-то предмет симметричным. Поэтому выполняя подделку им необходима помощь преподавателя или родителя.
Важную роль в мелкой моторике отводят зрительному контролю.
Дошкольники с ЗПР самостоятельно не могут обозначить на письме границы рисунков.
Неподготовленность руки к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести в последствии к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
У ребенка с ЗПР гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет дошкольнику полноценно осуществить учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум дошкольной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности как правило, сопровождаются отклонениями в поведении из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми. Либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Ученые установили, что своевременное развитие ручных умений ребенка положительно влияет на развитие его речи
Таким образом, у дошкольников с ЗПР развитие мелкой моторики пальцев рук несколько отстает от возрастной нормы. Эта особенность отмечается в развитии всех ее параметрах : движения неловки, недостаточно скоординированы, отмечается малая гибкость в фаланговых суставах. Эти особенности затрудняют освоение ребенком письма и формирование графомоторного навыка.
Список используемой литературы
1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко – М. : Гном-пресс, 2000. – 180 с.
2. Федина, Д. И. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. / Электронные данные – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=7716 (03.08.2022).
3. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева / Дефектология, 1999. – Выпуск
№6. – 25 – 34 с.
4. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников [Текст] / А. Л. Сиротюк – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 24 с.
5. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева / Дефектология, 1999. – Выпуск
№6. – 25 – 34 с.
6. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1990. – 120 с.
7. Монтессори, М. Разум ребенка [Текст] / М. Монтессори – М. : Педагогика, 1999. – 93 с.
8. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронковой. – М. : Школа – ПРЕСС, 1994. – 416 с.
9. Беззубцева, В. Г. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму [Текст] / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - М. : ГНОМ и Д, 2003. - 120 с.
10. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.