Анастасия Мустафакулова
Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первая проблема с которой столкнуться педагоги и родители, планируя посещение музея, связанна с определением возраста ребенка, сенситивного для знакомства с музейными экспонатами. К сожалению,однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно.
Публикация «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В литературе есть упоминание о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте полутора двух лет. При этом С. Лупан подчеркивает, что посещение музея требует предварительной подготовки. У ребенка должен быть запас о представлениях картин, их авторах и худ. Образов. С этой целью дома подбираются репродукции картин которые ребенок в начале просто запоминает по названию, затем содержание картин, и наконец ребенок знакомиться с подлинниками в музеи.
В 20г. БакушинскийА. В., Шацкий С. Т. Шмит Ф. И. идр. Доказывали необходимость к приобщению к музейной культуре детей младшего возраста. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений необходимости снизить этот возростной ценз. С 1990г. Проводиться работа направленная на приобщения старших дошкольников к наследию духовной культуры средствами музея.
Таким образам, каждому учреждению и семье предстоит самостоятельно решать, с какого возраста следует начать знакомство ребенка с музеями. Одно можно утверждать уверенно важная серьезная предварительная направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний навыков, и представлений ребенка, формирование навыков музейного поведения.
Нельзя не сказать еще об одной проблеме. Вслед за стремлением определить возраст, с которого необходимо начать знакомство с экспозициями музея.
Чем следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с детьми?
Прежде всего, наличием музея того или иного профиля. В этом случаи проблему поможет решить музейная экспозиция дошкольного образовательного учреждения. В том случаи если музеев несколько, можно ориентироваться как их территориальное расположение, так и на интерес детей к предметам, представленных в музейных экспозициях.
Устойчивость интереса определяется длительностью времени, которое затрачивается на занятие любимым делом, познавательной активностью, подбором средств и источником информации.
Приведем пример: Мама Полины сохранила много своих кукол. Как то наводя порядок, мама достала друзей своего детства из шкафа. Поля с удовольствием перебирала кукол рассматривала одежду и попросила оставить игрушки в комнате. Вечером укладывая Полину спать, мама рассказала ей историю одной куклы, а на следующий день еще одну. И так несколько вечеров подряд. Девочка слушала очень внимательно и задавала много вопросов: в какие куклы играла мамина бабушка? Какими были самые первые куклы? И т. п. Вечерние разговоры оставили в душе девочки яркий эмоциональный след. Она очень активно делилась своими впечатлениями в детском саду. Воспитатели группы обратились к Полининой маме принести коллекцию и познакомить с ней детей. Женщина согласилась. Состоялось несколько бесед, после чего многие девочки принесли своих кукол. Через два месяца дети с воспитателем отправились в краеведческий музей. Понятно, что экскурсия, была посвящена детским игрушкам и их месту в жизни человека.
Посещение художественного музея предполагает предварительное знакомство с репродукциями картин, их названием, историей создания; музея усадьбы- с биографией человека или семьи и т. п.
Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций. Следует обратить особое внимание на разнообразие приемов материала.
Важной особенностью организации экскурсии является ее правильное завершение. После обобщения, которое сделает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки-сюрпризы (например, открытки с репродукциями картин, которые рассматривали, значки, фотографии, аудиокассеты и др.). Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, родители сами должны побеспокоиться об этом заранее.
В целом, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать, что:
Информация должна быть объективной, научной,доступной.
Игровые приемы и упражнения должны быть связаны по смыслу с темой экскурсии.
Эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей.
Вся познавательная информация должна подаваться в первой половине экскурсии, а во второй закрепляется в игровой форме.
Рассказ о музейных экспозициях должен обладать внутренней логикой.
Заключительная часть должна включать вручение подарков, соответствующие теме.
Длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям «Радуга» (для детей пятого года жизни экскурсия длиться 15-20 мин., шестого 20-25мин. Седьмого -25-30).
Прежде всего, необходимо решить, как будет производиться движение пешком или на транспорте. В случаи если идем пешком следует:
Договориться с родителями, которые будут сопровождать группу.
Самостоятельно пройти весь маршрут, отметив места, где есть пешеходные переходы, светофоры, большие скопления людей и пр.
Если потребуются транспортные услуги, то в этом случаи не достаточно заказать автобус. Необходимо обеспечить медицинское и полицейское сопровождение, автобус должен быть оснащен специальными предупреждающими знаками, которые располагаются на лобовом и заднем стекле. Во время движения дети должны только сидеть.
Приведем пример экскурсионного цикла.
Необходимая и легендарная.
Цель: показать важность ратного труда для сохранения благополучия всех людей Отчизны.
Первые занятия цикла «Наша армия родная» должны быть яркими и эмоциональными. Детей следует познакомить с некоторыми русской военной азбуки:
1-я страница Александр Невский
2-ястраница полководец А. В. Суворов;
3-я страница генерал М. И. Кутузов;
4-я страница народный герой В. И. Чапаев;
5-я страница герои земляки;
6-я страница современные вооруженные силы.
Взрослые сами могут решить как будут компоноваться содержание знаний. Однако во первых, целесообразно сохранить выстроенную иерархию, во – вторых, перед началом НОД приготовить длинную ленту старых обоев. На обратной стороне обоев постепенно будет составляться фриз, на котором отразиться все содержание цикла. Создавать панно начинают с первых занятий.
Завершить изучение тематического цикла целесообразно праздником.
Определить объем знаний детей о музее, можно с помощью диагностики.