Светлана Шевченко
Особенности игровой деятельности воспитанников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми раннего возраста, считаю главным: полное принятие ребенка таким, каков он есть, тесное сотрудничество с семьёй, пошаговое развитие во всех сферах деятельности малыша.
Замечено, что если ребенок много двигается он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если я переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с интересной игрушкой.
Публикация «Особенности игровой деятельности воспитанников раннего возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является игровая деятельность. Игра способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения.
Особый упор в своей работе делаю на развивающие игры. Они помогают ребенку познать окружающий мир, приучают к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают любознательность, побуждают к творчеству.
Мною уже изготовлены пособия для организации игр, задействующих мелкую моторику: «Веселые прищепки», «Забавный ёжик», «Чудо – овощи», «Солнышко и тучка» много игр на липучках и другие. Малышам нравится, когда в ходе игры у солнышка появляются лучики, у ёжика колючки. Игры с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кисти рук. Мотивационный аспект игр помогает справиться с непослушными прищепками и доставить детям радость. Игры с прищепками, мячиками, шариками, орешками повышают интерес детей, развивают внимание.
Эффективным приёмом привлечения внимания малышей является действия самого взрослого с играми, совершаемые без предварительного объяснения ( например: вношу в группу корзинку чудесный мешочек и делаю вид, что хочу там что-то найти. Дети мгновенно подходят и включаются в игровые действия).
Очень много игр для развития мелкой моторики. Это и всевозможные пирамидки, втулки, кубы, «Волшебный мишка», матрёшки. Здесь также развивается у малышей и мелкая моторика, знания геометрических фигур, цвет и величина. Начина славою работу с малышами так же с самого простого с развивающих игрушек имеющих сквозное отверстие по оси симметрии (кольца, пирамидки, шары и т. д.).
Игра занимает в жизни малышей важное место. В основе игры лежит личный опыт ребенка и, чем он богаче, тем больше возможности воспроизвести его в игровой, условной форме. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей.
Дети научились выполнять несложные постройки. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом, знакомила детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Учила детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживала желание строить что-то самостоятельно. В ходе конструирования дети использовали сюжетные игрушки для обыгрывания построек. По окончанию игры ребята старались убирать все на место. Ребята совместно с взрослым могут конструировать башенки, домики и многое другое.
В ходе игры стремилась к равноправному партнерству, обращалась к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивала свои действия к действиям ребенка. Старалась в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, т. е. проявляла заботу и внимание. Наблюдала за игрой, проявляла интерес к действиям малыша, поощряла его, радовалась тому, как он хорошо играет. Это все стимулирует игровую инициативу детей. Играя с детьми, помогала адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
Учила детей действиям с игрушками и обыгрывание. Демонстрируя игрушку (собачку, кошку, корову, петушка, ежа, учу ребенка первым игровым действиям с ней :- Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: «Ав! Ав! Аф!».
-Стасик, как лает собачка? («Ав! Ав! Аф!»).
- А собачка еще ходить умеет, посмотрите, как она ходит, переваливаясь с ноги на ногу, и бегать за малышами: «Ав! Ав! Аф!», а еще она умеет вставать на задние лапки, вот так, и просить сладости: «Ав! Ав! Аф!». Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? И т. д.
Игры «Кто в домике живет», «Покормим зайку»,»Покормим собачку» «Матрешка пришла в гости» и др. Выполняя действия с игрушками, стремилась вызвать эмоциональное отношение ребенка к обыгрываемой игрушке, поддержать интерес к разнообразным действиям с ней. Обращала внимание на облик животных, предлагала им погладить игрушку – зверька, покормить его, взять игрушку в руки, поиграть с ней: поплясать, погулять с ней по группе: «Вышла курочка на травушку, похаживает, она деток на травушку приманивает. – Ну-ка, деточки, цыплятки, все за мной, все за мной…». У детей появилось желание действовать с игрушками – животными.
Интересно проходили игры с использованием литературных текстов. Например, при чтении стихотворения А. Барто «Бычок» использовала кроватку-люльку с постельными принадлежностями, игрушечного бычка. «…спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок…». Укладывая бычка на глазах у детей, сопровождала свои действия стихами. Кроватка вместе с бычком была внесена в игровой центр, если кто-то из детей обнаруживал кроватку пустой, тут же начинались поиски бычка, и игра возобновлялась.
Очень часто наблюдала за тем, как играют дети. Чаще всего дети играют с любимыми куклами и машинами, в основном все заняты игрой.
Учила детей игровым действиям с игрушками и игровым сюжетам. Например: «Куклы уже поели, они наверное хотят теперь спать». Заранее подготавливала два комплекта постельных принадлежностей, сдвигаю между собой два стульчика (кроватки). Укладываем спать. «Они поспали – хотят умываться, купаться, гулять, играть с собачкой и т. д.».
В работе с детьми широко использовала систему дидактических игр: «Назови игрушку», «Напоим куклу чаем», «Построим зайке домик», «У нас порядок», «Расскажем мишке, как надо встречать гостей» и др. Дидактические игры использовала самые разнообразные (по содержанию, используемому материалу, форме проведения, так как овладение ребенком прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества упражнений.
Самостоятельная игра детей проходит более успешно, если в неё последовательно вовлекаются условно-образные и реалистические игрушки, а затем игрушки заместители. Важно помнить, что эти игрушки должны напоминать реалистический предмет. При введении в игру предметов-заместителей первоначально осуществляла игровые действия с ними (подношу ложку-палочку ко рту куклы, намыливаю куклу мылом кубиком и при этом словесно указываю на условное значение предмета) : «Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и смысл производимого с ним действия: «Намылю голову, теперь спинку, лапки. Водичкой смою мыло, ой мишке в глаза попало, заплакал. Маша, принеси водички, я ему глазки промою, ой вода горячая, что нужно сделать? – добавить холодной. Вот помоем теплой водичкой глазки, он не будет плакать». Отметила, что введение в игру предметов-заместителей значительно расширяют ее горизонты, делают более интересной, содержательной, творческой.