Юлия Федорченко
Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте»
Федорченко Юлия Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Д/С №60»
Белгородская обл, г. Белгород
Аннотация: в статье автор рассматривает систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в младшей группе. Упор при этом делается на психофизиологические особенности детей данного возраста.
Публикация «Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, дошкольное детство.
Закладывать основы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении можно уже с момента прихода малышей в ясельную или первую младшую группу. Главным фактором, который обеспечивает эффективность этой деятельности, является осознание педагогом психофизиологических особенностей детей данного возраста. Дети 2–3 лет очень доверчивы и непосредственны, что позволяет им легко включаться в совместную со взрослым деятельность. Они с удовольствием манипулируют всевозможными предметами. Они эмоционально реагируют на доброжелательный тон педагога, с желанием повторяют за ним слова и действия.
Надо помнить, что в этом возрасте дети еще не могут длительно заниматься одним делом. Им необходимы постоянная смена событий и частая смена впечатлений. Педагог должен знать, что слова – это некая абстракция и за ними непременно стоят зрительный образ предмета и действия с ними.
Итак, эффективность экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия педагога с ними:
– доброжелательное общение, понимание состояния малышей, вызванного, прежде всего, «отрывом» от семьи;
– выразительная речь, неоднократные повторения;
– сопровождение каждого слова конкретным образом предмета или действием;
– регулярное переключение внимания детей с одного предмета (действия) на другой;
– использование методов, вызывающих положительные эмоции малышей;
– осознанное создание педагогом в своем поведении образца для подражания;
– частые похвалы в адрес малышей.
В данном случае, по мнению Ковинько Л. В., задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это «заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни» [2, с. 12]. На данном этапе формирования личности главными в интеллектуальном развитии ребенка являются: «конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей» [2, с. 13]. Как отмечает Николаева С. Н., становление первоначальных основ экологической культуры у малышей – это «накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности» [3, с. 16]. Так, в возрасте 2– 3 лет дети должны научиться:
– различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно имеют дело;
– узнать главные сенсорные свойства предметов или объектов: форму, цвет, величину, степень твердость и т. д. ;
– познать визуальные структурные части предметов и объектов природы;
– получить первоначальные представления о возможных действиях с ними.
Главным фактором экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте является формирование осознания детьми особенностей живого объекта, его характерного отличия от неживого предмета, формирования элементарных умений грамотного взаимодействия с растениями и животными, посильного участия в деятельности по созданию для них необходимых условий.
Особенность данного возрастного периода – адаптация ребенка в детском саду. Чаще всего, дети тяжело переносят «отрыв» от своего дома, от близких ему людей. Поэтому, пишет Андриенко Н. К., первостепенная задача педагога – это «создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой» [1, с. 10]. Отвлечь малыша от переживаний можно не только с помощью забавной игрушки, но и, например, общением с объектами природы.
Одно из главных мест в экологическом воспитании занимает игра. Это может быть несложная сюжетная или подвижная игровая деятельность, с использованием имитаций движений животных, звукоподражанием. Также, кроме сказок, можно использовать различные формы фольклора, стихотворения. Например, С. Н. Николаева, предлагает такой вариант: «Воспитатель берет за руку плачущего малыша и ведет его к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыбка: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Рыбка. Какая ты красивая! Рыбка, мы на тебя посмотрим, полюбуемся» [3, с. 17].
Таким образом, в этот момент педагог не ставит познавательных задач, он только «переключает» его внимание на другой объект. Косвенно же у малыша уже проявляется первоначальный интерес к новому для него объекту – объекту живой природы.
Список литературы
1. 1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – С. 10–12.
2. 2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! / Л. В. Ковинько – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72 с.
3. 3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада: 2–4 лет / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика Синтез, 2010. – 148 с.