татьяна козлова
Конспект занятия «Осенняя история»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе, свойствах воздуха в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи по образовательным областям.
Познавательное развитие:
- Формировать обобщенное представление детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью.
- Расширять знания о зависимости существования растений и животных от условий внешней среды (температуры воздуха)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: «Воздух вокруг нас, он прозрачный, невидим»; «Влияние теплого и холодного воздуха на свойства воды»
- Уточнить и закрепить знания о деревьях: дубе, клене, рябине, березе.
- Способствовать познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования.
Речевое развитие:
- Активизировать словарный запас: термометр, бесцветный, прозрачный, невидимый, охлаждает.
- Развивать связную речь.
Художественно-эстетическое развитие:
- Развивать интерес детей к нетрадиционной технике рисования «Кляксография»
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями природы. Чтения произведений, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций.
Материал:
Каркуша (игрушка, «чудо – дерево», осенние листья, две картины об осени; шкатулка, целлофановые пакеты, палочки; по два стаканчика на каждого ребенка; гуашь, кисточки, подставки, салфетки, лист бумаги; трубочки.
1 Организационный момент.
- Ребята, Каркуша принесла видеописьмо. Давайте посмотрим.
«На дне водоема жил лягушонок Квак со своей мамой. В теплую погоду Квак выпрыгивал из воды и гулял на дорожке. Когда похолодало, лягушки стали готовиться к зимней спячке. Мама запретила выходить лягушонку из воды. Однажды лягушонок был дома один. Вдруг около водоема что-то хрустнуло, потом зашуршало, выпрыгнул Квак посмотреть и попал к Кикиморе. Кикимора вредная. Обещала отпустить лягушонка тогда, когда он выполнит ее осенние испытания. Но они такие трудные, что Квак не справился. Квак просит помощи.
- Ребята, как вы думаете, можно помочь лягушонку? (Ответы)
- Как можно помочь? (Ответы)
- Вы готовы к испытаниям?
- Подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики срывал
Лист дубовый,
Лист кленовый,
Лист рябиновый резной
Лист с березы золотой
А последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
1. Испытание:
«Подойдите к «чудо – дереву». Отгадайте, какие деревья спрятались на нем»
- Какое интересное чудо – дерево!
- Как вы думаете, какие деревья здесь спрятались? (Дуб, береза, рябина, клен)
- Почему так думаете? (Ответы)
- С какого дерева, этот лист? (Показываю на кленовый лист, дети называют)
- Возьмите по одному осеннему листочку.
Игра «Найди пару»
Превратимся в листочек : раз, два, три, повернись, в осенний листочек превратись.
Раз, два, три – пару найди.
- Какие деревья спрятались? (Дуб, береза, клен, рябина)
- Как вы думаете, почему осенью опадают листья с деревьев? (Ответы)
- Правильно. Воздух охлаждается, солнце не прогревает землю. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха.
2. Испытание:
«Рассмотрите картины»
- Ребята, перед нами картины.
-Чтобы картины «повернулись», нужно назвать три осенних месяца. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какое время года изображено на этих картинах? (Осень)
- Почему две картины об осени, такие разные? (Две осени)
- Ранняя осень, какая? (Золотая, Разноцветная)
- Поздняя осень, какая? (Хмурая, дождливая) - Поздней осенью погода холодная.
- Чтобы быть здоровыми, сделаем массаж:
Ветер северный подул: с – с - с
Листья с деревьев сдул: с – с - с
Полетели, закружились - пошевелить пальцами по спине
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать: постучать пальцами по спине.
Кап - кап, кап – кап – кап.
Град по ним заколотил, постучать кулачками.
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил, круговые движения руками.
Одеялом их накрыл плавные движениями руками сверху – вниз.
3. Испытание: Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него, мы жить не можем. (Воздух)
«Ваша задача узнать много нужного и интересного о воздухе»
- Как вы думаете, с воздухом можно поиграть? (Ответы)
- Давайте попробуем! Поймаем воздух ладонями!
- Кто поймал воздух?
- Почему не смогли? (Невидимый)
- Зачем нам нужен воздух? (Ответы)
-Точно нужен, давайте проверим.
- Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Ну как, трудно дышать без воздуха?
Вывод: воздух нужен, чтобы дышать.
- Мы – юные исследователи, нам нужно узнать много интересного о воздухе.
- Пройдем в лабораторию и проведем опыты.
- Назовем правила безопасного поведения при проведении опытов:
- Не толкай соседа во время работы!
- Смотри внимательно за действиями воспитателя и выполняй за ним.
- По окончании опыта не забудь все положить на место!
- Докажем, что воздух есть, он находится вокруг нас.
1. Опыт: «Воздух вокруг нас, он невидимый»
- Возьмите целлофановый пакет. Смотрите, какой он тонкий. Что в нем? (Пусто)
- Мы набираем воздух и закручиваем пакет. - Что произошло с пакетом? (Ответы)
- Пакет изменил форму. Он наполнился воздухом.
- Вы видите воздух?
- Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
- Воздух можно почувствовать. Хотите убедиться?
- Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите пакет к лицу, что вы чувствуете? (Ветерок это выходит воздух)
- Почему не видим воздух?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Его можно почувствовать.
- Ребята, в группе тепло или холодно? (Тепло)
- А на улице? (Холодно)
- Когда мы говорим о погоде: тепло, холодно - мы говорим о воздухе.
Когда тепло – воздух теплый.
Когда холодно – воздух холодный.
- У воздуха можно измерить температуру с помощью термометра. (Показываю термометр)
- Давайте убедимся, что воздух бывает теплый, холодный.
2. Опыт: «Влияние теплого и холодного воздуха на свойства воды»
Заранее наливаем в стаканчики одинаковое количество теплой воды (по два стаканчика на каждого ребенка) Один стаканчик ставим в группе, другой выносим на улицу.
- Перед вами два стаканчика с водой.
- Какую воду мы наливали? (Теплую)
- Потрогайте пальчиком воду в стаканчике справа? (Теплая)
- Потрогайте в стаканчике – слева. Какая? (Холодная)
- Как вы думаете, какой стаканчик стоял на улице?
- Почему? (Вода стала холодная, потому что на улице холодно)
Вывод: От холодного воздуха вода охлаждается.
4. Испытание: «Нарисуй картину воздухом»
- Ребята, с помощью трубочки можно рисовать воздухом. Техника рисования воздухом называется «Кляксография» Наберите на кисточку гуашь. Капните каплю на середину листа бумаги и раздувайте ее при помощи трубочки в разные стороны. Лист бумаги можно поворачивать в разном направлении.
- Вам понравилось рисовать?
Сообщение от Кикиморы:
«Вы прошли все испытания. Я освобождаю лягушонка. Он успеет вернуться домой до того, как все реки, пруды покроются льдом».
Подведение итога занятия :
- Что интересного вы узнали? (Ответы детей)
-Какой опыт показался самым интересным? (Ответы)