Елена Приймачук
«Осень в родном посёлке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия.
Тема: «Осень в родном посёлке»
Возрастная группа: старшая группа
Цель: формирование у детей связной речи по средствам представления об осени в родном посёлке, её признаках.
Задачи:
Публикация «„Осень в родном посёлке“» размещена в разделах
ОО «Речевое развитие»: упражнять в составлении сложных предложений с разными придаточными; привлекать детей к участию в коллективных беседах, разговорах; учить слушать высказывания товарищей, поддерживать разговор, отвечать на вопросы кратко и развернуто; формировать умение образовывать слова суффиксальным способом, соблюдать элементарные правила поведения при общении: правильно обращаться к взрослым и сверстникам вести себя спокойно, не перебивать говорящего, не мешать окружающим.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формировать умения сочетать желание удовлетворять свои потребности в детской деятельности, общении с интересами сверстников; формировать представления о нормах гуманности, организуя ситуации добрых, положительно-эмоциональных проявлений.
Предварительная работа с детьми: Беседы с детьми об изменениях в нашем посёлке с наступлением осени. Знакомство детей с признаками осени и её явлениями, осенней одеждой и её значением, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций с изображением зимних явлений. Разучивание стихотворений, пальчиковых гимнастик и физкультминуток по теме. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства со временем года – осень.
Подготовка воспитателя: подготовила материал для реализации занятия, разработала конспект.
Оборудование и материалы: конверт с листочком, мяч, изображение деревьев, листья рябины, дуба, берёзы, клёна; листья на ниточках, фишки, изображение дерева без листьев на ватмане, коробочка с листьями жёлтого, оранжевого и коричневого цвета, клей, кисточки.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент:
- Собрались все дети в круг я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: У меня тоже. Посмотрите ребята, сегодня к нам пришли
гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А как можно еще поприветствовать?
Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Воспитатель: Ребята поделимся своим хорошим настроение с нашими гостями, улыбнитесь им. А сейчас повторим наше правило: «Каждый день всегда везде на занятиях в игре смело, чётко говорим и тихонечко сидим». А сейчас проходите на стульчики.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта жёлтый листочек).
Воспитатель: Что это?
Дети: Листочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам жёлтый листочек.
Дети: Осень.
2. Основная часть
Беседа о времени года
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья?
Дети: Месяцы.
Воспитатель: Как зовут сыновей осени?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Что происходит в нашем посёлке с наступлением осени?
Дети: Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
Солнце светит не так ярко и горячо.
Люди одевают одежду потеплее.
Часто идут дожди, а по утрам бывают заморозки.
Листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают.
Птицы улетают на юг, исчезают насекомые.
Люди собирают урожай и делают запасы на зиму.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. А что можно сказать об осени, какой она бывает? (Золотая, красивая, яркая, солнечная, мрачная, холодная, тёмная, сырая, ранняя, поздняя).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья есть в нашем посёлке?
Дети: Берёза, тополь, рябина, дуб, клён …
Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: Сбрасывают листья, листочки желтеют, краснеют.
Воспитатель: Как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: Как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Из каких слов образовалось слово «листопад»?
Дети: Листья, падают.
Воспитатель: Но есть деревья, которые не меняют своего вида осенью? Какие это деревья?
Дети: Это ели и сосны.
Воспитатель: Почему они зелёные?
Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.
Проводится игра «С чьей ветки детки»
Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.
Ребёнок: - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.
(Выходит и закрепляет под корень)
Ребёнок: - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.
(Выходит и закрепляет под корень)
Ребёнок: - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.
(Выходит и закрепляет под корень…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете скороговорки про деревья?
Дети: «Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят»
Упражнение «Листики»
Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, к нам в группу прилетели настоящие листочки. Посмотрите, какие они? (Воспитатель раздает каждому ребенку листочки на ниточке). Давайте заставим наши листики кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на листики (упражнение повторить 3-5 раз).
Воспитатель: А теперь, давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Кто больше назовет?» Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жёлтую фишку. Кто больше наберет фишек, тот победитель. Итак, начинаем!
- Как называют птиц, улетающих в тёплые края? (перелетные)
- Какие птицы прилетают к нам в Новосёлки осенью, а весной улетают туда, где холодно? (снегири, свиристели)
- На каком дереве нашего леса растут желуди? (на дубе)
- Какие звери и птицы нашего посёлка любят есть ягоды рябины? (лось, белка, снегирь)
- Кто любит полакомиться корой осины и яблони? (заяц)
- Какие животные в нашем лесу едят желуди? (кабан, белка, лось)
- Кто из лесных обитателей сушит на деревьях грибы? (белка)
- Как готовится к зиме еж? (утепляет норку и ложится спать)
- Кто из зверей меняет цвет шубки осенью? (заяц, белка)
- Скажите, что можно делать в поле осенью? (убирать урожай)
- Какую одежду мы носим осенью? (куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо отвечали. Подводим итоги. У кого больше листочков? Поздравляем, ты победитель!
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А теперь ребята, поиграем с вами в мяч (дети встают в круг). Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Гриб - грибочек, ягода - ягодка, дерево - деревце, куст - кустик, лист - листочек, солнце - солнышко, цветок - цветочек, ветка - веточка, лес - лесочек, дождь - дождик, ветер - ветерок, туча - тучка.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вам интересно было сегодня заниматься?
Воспитатель: Посмотрите ребята, что это? (показывает изображённое на ватмане дерево без листьев). У меня в коробочке находятся листья разного цвета, тот, кому понравилось сегодня заниматься возьмите листики жёлтого и оранжевого цвета, а кому не понравилось – возьмите листики коричневого цвета. И своими листочками мы украсим наше дерево.
Дети украшают дерево листочками.
Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какое красивое осеннее дерево у вас получилось.
- Значит, вам понравилось сегодня заниматься?
- В какую игру вам понравилось играть?
- Вы любите осень? Почему?
Дети: Я люблю осень, потому что она золотая. Я люблю осень, потому что…
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы. Давайте скажем нашим гостям спасибо и до свидания.