Елена Приймачук
Конспект ОД по развитию речи «Зима в родном посёлке» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности.
Тема: «Зима в родном посёлке»
Возрастная группа: средняя группа
Цель: формирование у детей связной речи по средствам представления о зиме в родном посёлке, её признаках.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Зима в родном посёлке“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
ОО «Речевое развитие»: развивать умение строить простые и сложные предложения; привлекать детей к участию в коллективных беседах, разговорах; учить слушать высказывания товарищей, поддерживать разговор, отвечать на вопросы кратко и развернуто; формировать умение изменять слова по падежам, образовывать слова суффиксальным способом, соблюдать элементарные правила поведения при общении: правильно обращаться к взрослым и сверстникам вести себя спокойно, не перебивать говорящего, не мешать окружающим.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: формировать разнообразные способы проявления положительного отношения в ситуациях дискомфорта как собственного, так и сверстников; совершенствовать представления детей о гуманном отношении к окружающим, обеспечивая тесную связь с воздействием на чувства, эмоции.
Предварительная работа с детьми: Беседы с детьми об изменениях в нашем посёлке с приходом зимы. Знакомство детей с признаками зимы и её явлениями, зимней одеждой и её значением, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций с изображением зимних явлений. Разучивание стихотворений и физминутки по теме. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства со временем года – зима.
Подготовка воспитателя: подготовила материал для реализации занятия, разработала конспект.
Оборудование и материалы: конверт со снежинкой, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, кукла, картинки с изображением зимней одежды и обуви, мяч, наборное полотно с картинками, изображающие зимние игры и явления природы, рисунки зимней одежды, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент:
- Собрались все дети в круг я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: У меня тоже. Посмотрите ребята, сегодня к нам пришли
гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А как можно еще поприветствовать?
Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Воспитатель: Ребята поделимся своим хорошим настроение с нашими гостями, улыбнитесь им. А сейчас повторим наше правило: «Каждый день всегда везде на занятиях в игре смело, чётко говорим и тихонечко сидим». А сейчас проходите на стульчики.
Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта снежинку).
Воспитатель: Что это?
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку.
Дети: Зима.
2. Основная часть
Беседа о времени года
Воспитатель:
- Как вы думаете, а какое сейчас время года?
- Что происходит в нашем посёлке с наступлением зимы?
- Что можно рассказать о снеге?
- Какой он бывает? (пушистый, белый, холодный) Снег – это много-много снежинок. Они падают, кружатся, и получается снег.
Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам в Новосёлки только на зиму, а весной улетают туда, где зима и холод?
Дети: Это птицы – снегири и свиристели.
Воспитатель: Давайте вспомним какие деревья есть в нашем посёлке?
Дети: Берёза, тополь, рябина…
Воспитатель: Все они зимой без чего?
Дети: Без листьев.
Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?
Дети: Это ели и сосны.
Воспитатель: Почему они зелёные?
Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.
Воспитатель: Правильно. Ребята, отгадайте загадку:
Белые Комарики
В воздухе кружатся.
Белые Комарики
Под ноги ложатся.
В скверы, парки и дворы
Для ребяческой игры. (Снежинки)
Упражнение «Снежинки»
Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам в группу прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке). Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки (упражнение повторить 3-5 раз).
Воспитатель: А давайте мы сейчас превратимся в снежинки.
Физкультминутка «Снежинка»
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
Воспитатель: Ребята на юге зима тёплая и люди там одеваются легко, а в наших краях зима холодная. Для того чтобы нам было не холодно, зимой мы надеваем что?
Дети: Теплую одежду, валенки и т. д.
Раздается стук в дверь.
-Дети, к нам пришла кукла Даша она говорит. Что хочет гулять, но не знает, что зимой одевают на улицу. Ну, что ребята, поможем кукле Даше? Подскажем, что надеть, чтобы не замерзнуть (из коробки дети достают картинки с изображением зимней одежды и обуви: шапка, шарф, шуба, пальто, варежки, брюки, сапоги, валенки).
Воспитатель спрашивает что это, а дети называют цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.
- Какое это пальто? (зимнее, тёплое) Какого цвета? Что есть у пальто?
- Зачем нужен шарф? (чтобы не дуло, было тепло) и т. д.
- Ребята, кукла Даша говорит вам спасибо, теперь она знает какую одежду надо надевать зимой.
Игра «Назови ласково»
- А теперь ребята, поиграем с вами в мяч (дети встают в круг). Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок, шуба - шубка, шапка - шапочка, сосулька – сосулечка,
кофта – кофточка, мороз – морозец, дерево – деревце,
ветер – ветерок, горка – горочка, лёд – ледок, холод – холодок,
зима – зимушка, санки – саночки.
- Молодцы ребята, справились с заданием!
Игра «Из чего?»
-Ребята, это шапка, шапка сшита из шерсти, значит она какая? (шерстяная)
-Ребята, а что это? (сапоги)
-Сапоги сделаны из кожи, значит они какие? (кожаные)
-А это, что? (пальто)
-Пальто сшито из драпа, значит оно какое? (драповое)
-Что это такое? (шуба)
-Шуба сшита из меха, значит она какая? (меховая)
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)
А ещё в снегу валялись, (ладошки кладут на стол одной и другой
стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли («кушают ложкой» суп).
Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на.
- Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замёрз лёд?
- Где катаются дети?
- Где стоят санки?
- Где слепили снеговика?
Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
Раскрашивание зимней одежды
- Ребята, у вас на столе лежат рисунки зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду, так как вам нравиться.
3. Заключительная часть:
- Дети, о каком времени года мы беседовали? Кто в гости приходил? Про какую одежду мы говорили? Что понравилось? (оценка детей).
Молодцы!