Виктория Силютина
Осанка и её значение для укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
"Осанка и её значение для укрепления здоровья детей"
Что такое осанка?
Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего возраста и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.
Публикация «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» размещена в разделах
Нормальная, правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, голова держится прямо, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Правильная осанка-залог хорошего физического развития, крепкого здоровья.
Нарушение осанки влечёт за собой ухудшение всех функций организма, а иногда может привести к серьёзным заболеваниям, особенно в период роста, могут:
1. Вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышенную утомляемость, снижение аппетита;
2. Ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.
Нарушение осанки не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, лёгких, желудочно- кишечного тракта, ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.
Нарушение осанки – сутулость, сколиоз, кифозы и плоскостопие. Нарушение осанки – это плохо развиты мышцы спины, живота, шеи.
Причин неправильной осанки много :
- привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (позвоночник изгибается на одну сторону,
- неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами,
- неправильная поза за столом (высота стола и стула должна соответствовать росту ребёнка,
- ношение тяжести в одной и той же руке.
-если мама ведёт всегда малыша за одну и ту же руку, это тоже ведет к нарушению осанки.
- долгие просмотры телепередач, компьютерные игры.
- нарушения начинаются уже в 5-6 месяцев, когда начинают присаживать малыша, который ещё не научился поворачиваться самостоятельно.
- Ползание – подготовка ребенка к вертикальному положению.
И если ребенок, не ползая, начинает ходить, тоже может произойти нарушение осанки.
- На нарушение осанки влияет питание (в пище должно быть достаточно кальция, т. к. он укрепляет кости).
Важнейшим средством профилактики и лечения нарушения осанки является занятия физическими упражнениями на все группы мышц. Следить чтобы при ходьбе дети держали голову прямо. Высоко поднятая голова – это не простое техническое требование, такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение. В процессе занятий последовательно решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений: 1. Укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.
2. Формирование правильной осанки.
3. Формирование и совершенствование координации движений.
4. Исправление дефекта осанки.
Чтобы повысить эффективность занятий, у детей нужно воспитывать дисциплинированность и сознательное отношение к выполнению упражнений и требованиям гигиены.
Нужно воспитывать у детей правильную осанку перед зеркалом или у стены. Для воспитания правильной осанки врачи советуют после сна ходить на носках босиком с книгой на голове 6 кругов по комнате, руки в стороны. Обязательно одевать детей по погоде. Детям, у которых нарушение осанки, обязательно нужно делать массаж – курс 10 дней (в нашей больнице есть массажный кабинет). Спать детям на раскладушках нельзя. Постель должна быть твердая и маленькая подушка. Также в нашей больнице есть кабинет по лечебной физкультуре, где можно заниматься или получить консультацию.
Комплекс упражнений при сутулости
Проверка и воспитание навыков правильной осанки, стоя лицом и боком к зеркалу.
1. Ходьба обычная с правильной осанкой, на носках — руки в стороны, на внешней стороне стопы – руки на поясе, на пятках – руки за голову, локти в сторону.
2. И. П. Ноги вместе, кисти к плечам. Потянуться, выпрямить руки вверх – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. 6-7 раз.
3. «Гуси пьют водичку». И. П. ноги вместе, руки на поясе. Наклониться вперёд с прямой спиной – выдох, вернуться в И. П. – вдох. 5-6 раз.
4. «Воробушек». И. П. ноги чуть расставлены, кисти к плечам. Круговые движения, вращения в плечевых суставах. 6-8 раз.
5. Приседания. Выполнение – присесть на носках с прямой спиной, руки в стороны – выдох, вернуться И. п. – вдох. Повторить 4-5 раз.
6. Лежа на животе – рыбка. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и руки, отвести плечи назад – вдох, И. П. – выдох.
7. «Велосипед» на спине. Ноги вместе, руки за головой. Движение ногами, как при езде на велосипеде. До усталости.
8. И. П. тоже. Волна. Согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выпрямить, согнуть и положить. 4-5раз.
9. «Самолет». Лёжа на животе. И. П. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и грудь, развести руки в стороны – вдох, И. П. – выдох. 6-8раз.
10. Лёжа на спине. «Пистолет» И. П. руки за головой, одна нога согнута. Вторая прямая под углом 45 градусов к полу. Сменять положения ног.
11. На четвереньках. Согнуть руки, коснуться подбородком пола – выдох, И. П. – вдох. (При сгибании рук, сводить лопатки). 4-6 раз
12. На четвереньках. Поочерёдное поднимание ног. Следить за дыханием.
13. На спине. «Ножницы». И. П. – руки вдоль туловища, или за головой. Выполнять движение прямыми ногами сверху вниз.
14. Ходьба с различным положением рук.
15. Контроль за осанкой и воспитание правильной осанки у зеркала или у стены.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбка и акула"
Выбирают водящего - "акулу", остальные дети - "рыбки". По сигналу "Раз, два, три - лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" - дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки. Правила: разбегаться можно только после команды "Лови!"; если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его; пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морские фигуры"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблик"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.