Валентина Рыбакова
Семинар-практикум для родителей «Красивая осанка — залог здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
в рамках проекта «По тропинке к доброму здоровью»,для детей и родителей в старших групп на тему:
«Красивая осанка- залог здоровья вашего ребенка»
Цель:
Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими совершенствованию опорно-двигательного аппарата, укреплению и сохранению осанки дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада, повышению жизненного тонуса, гармоничному развитию детей. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за здоровье своих детей.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Красивая осанка — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Предварительная работа:
Рассылка приглашения родителям.
Оформление папки-передвижки «Семь полезных советов для красивой осанки».
Разработка методических рекомендации для родителей : «Как правильно подобрать фитбол», «Золотые правила фитбол-гимнастики».
Подобрать игры и упражнения с фитболом для родителе, упражнения с родителями по профилактике сколиоза.
Составление памяток для родителей : «Золотые правила фитбол-гимнастики», «Как правильно подобрать фитбол», «Как сформировать правильную осанку.
Участники собрания: инструктор ФК, родители.
Форма одежды: спортивная
План собрания:
Выступление инструктора ФК об актуальности проблемы.
Доклад на тему «Формирование правильной осанки дошкольников посредством игр и упражнений»
Мастер –класс упражнения с родителями по профилактики сколиоза
Мастер-класс по фитболу (игры и упражнения) с родителями
Памятки для родителей «Золотые правила фитбол-гимнастики», «Как правильно подобрать фитбол», «Как сформировать правильную осанку
Ход собрания:
Уважаемые родители, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.
Упражнение «Закончи предложение»
Прошу Вас закончить предложение: «Здоровым ребенок будет, если…» (ответы родителей : если беречь здоровье, давать витамины, правильно кормить, закалять и т. п.) Молодцы, я услышала много вариантов и все они верны. А я хочу закончить предложение так: здоровым ребёнок будет, если у него будет красивая осанка. Красивая осанка у детей является одним из главных факторов их полноценного развития.
«Стройность, величавость, приличие, красота…» - так определял понятие «осанка» В. И. Даль - врач и языковед.
Сегодня нарушение осанки можно назвать бичом современности, ведь с этой проблемой сталкивается каждая вторая семья. Причем 10% детей имеют нарушения осанки в возрасте 5-6 лет, а к возрасту 11-12 лет уже у 30% школьников отмечается сутулость или искривление позвоночника. Особенно грустно тот факт, что каждый второй выпускник школы имеет нарушение осанки. Причиной такой печальной статистики являются увеличение школьной нагрузки, снижение физической активности у детей и долгое просиживание их за компьютером.
Что же такое осанка?
Это привычная непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения.
Правильной, красивой осанкой считается такая естественная поза, когда спина прямая, голова высоко поднята, плечи свободно разведены и слегка опущены, живот подобран, колени выпрямлены. Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью.
Нарушение осанки и искривление позвоночника у девочек встречается чаще, чем у мальчиков. Здоровье – самое важное в жизни человека, но лишь с возрастом мы начинаем понимать, что беспокоиться о нём надо с ранних лет. Почти каждому природой дан здоровый позвоночник, и лишь наша беспечность приводит к заболеваниям. Позвоночник является основой скелета и выполняет в организме человека две важные функции. Первая – опорно-двигательная. Вторая функция – защита спинного мозга от механических повреждений. Многочисленные нервные окончания связывают позвоночник со всеми органами человеческого тела. Каждый из позвонков опосредовано участвует в работе того или иного органа. Когда нормальная работа позвоночника нарушена, передача нервных импульсов от костного мозга к тканям и клеткам затрудняется. Начинают развиваться хронические заболевания.
Вместе с тем опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и о его родителях. Очевидно, что они не прилагали больших усилий, чтобы приучить его с раннего детства к гимнастике, не вырабатывали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают этому значения, надеясь, что красивая осанка сформируется сама.
Обычные дефекты осанки — плоская, круглая или седловидная спина, выпяченный живот, впалая грудная клетка, крыловидные лопатки, асимметричное положение плечевого и тазового пояса, опущенная голова. У многих детей они сочетаются с аномалией прикуса, основной признак которой — неправильное смыкание челюстей при жевании, глотании, речи. Такая взаимоотягощающая патология отрицательно влияет на - общее состояние организма: изменяется положение внутренних органов, нарушается деятельность сердечнососудистой системы, затрудняется дыхание и т. п. Ребенок быстрее устает, хуже себя чувствует.
Часто ухудшается осанка у детей, страдающих такими хроническими заболеваниями, как рахит, пневмония, бронхит, бронхиальная астма. И это, в свою очередь, неизбежно отражается на физическом их состоянии.
Чтобы добиться формирования красивой осанки, никогда не поздно заняться её исправлением, но, конечно, гораздо легче не допустить ее нарушений.
Причины образования отклонений в осанке : слабость мышечно-связочного аппарата позвоночника, недостаточное развитие мышц спины, живота. Причинами ухудшения осанки может быть плохое освещение рабочего места, слишком низкий или высокий стол, неудобная спинка стула, привычка сидеть, искривившись, или ходить, глядя вниз, длительная езда на велосипеде в неправильной позе, ряд игр, связанных со стоянием и прыжками на одной ноге: классики, катание на самокате, игра в теннис. Осанка не является постоянной, она может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону.
Начальные формы нарушения осанки и деформации позвоночника требуют особого внимания. Чем раньше они выявляются, тем успешнее результат лечения.
Большое внимание в профилактике нарушения осанки уделяется средствам закаливания: обливание холодной водой, обтирание, пребывание на свежем воздухе, купание.
Корректирующая гимнастика занимает одно из ведущих мест в общем комплексе консервативного лечения пороков осанки и сколиозов у детей.
Очень полезны в дошкольном и младшем школьном возрасте систематические занятия плаванием, лыжами, бальными танцами, утренняя гимнастика.
Не следует забывать и о правильном питании, так как сбалансированная по содержанию кальция, фосфора, магния, белка и витаминам диета, имеет большое значение для создания прочности скелета и связочно-мышечного аппарата. Достоверно установлено, что прием кальция с пищей или ежедневное потребление достаточного количества молочных продуктов способствуют формированию и сохранению костной минеральной плотности.
Главный же фактор нарушения осанки современного ребенка — недостаток движения. Прогулки, спортивные секции, плавание, занятия туризмом, танцами, да обычные занятия физкультуры и гимнастика будут всегда очень полезны. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!». Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более, что из-за особенности детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится долгие несколько минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, в этом случае и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки входят в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки : при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15-17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Как быть с компьютером? Детей трудно оторвать от того, что им интересно, и уж конечно, какая там осанка. Прежде всего, целесообразно поставить монитор не в правой или левой части стола, а строго в центре, перед глазами, чтобы ребенок не поворачивал голову и корпус, а смотрел прямо перед собой. Первый помощник в этом – стул. Не офисный с поворотным механизмом, а обычный устойчивый стул. Особенно это актуально в раннем возрасте, когда для ребенка он скорее является игрушкой – он качается и вертится на нем, в том числе и во время подготовки домашнего задания. Обычный стул, к каким мы все с детства привыкли – лучший вариант для фиксации положения позвоночника. Такой позиции придерживаются доктора.
Как же оценить осанку ребёнка?
1. Сантиметровой лентой измерьте расстояние от седьмого шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток, (Ребенок во время измерения должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе.) При нормальной осанке эти расстояния равны.
2. Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, со стороны спины (плечевую дугу).
Плечевой индекс = ширина плеч/плечевая дуга*100%
Если плечевой индекс равен 90-100 процентам, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.
Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками. Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребенок может выполнять их дома под контролем взрослых.
Раздаются листовки: «Как сформировать осанку ребенка?»
А сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть, какие же упражнения можно выполнять с детьми.
Безусловно, утренняя зарядка для ребенка, да и для взрослого – прекрасный способ оставаться здоровым, бодрым, активным. Но, к сожалению, очень немногие ее делают регулярно. Лень-неохота-некогда – куча отговорок. И сколько бы вы ни говорили малышу, что зарядка – это нужно и полезно, но учатся они (к сожалению или счастью) лишь на нашем примере. Так давайте же покажем достойный пример и начнем вместе делать хотя бы небольшую утреннюю зарядку на 10-15 минут, включив в нее упражнения на укрепление мышц спины для профилактики и лечения сколиоза у детей.
Этот комплекс прост и известен каждому из нас с детства. Он обеспечит профилактику болезни, и даже лечение сколиоза у детей на ранних стадиях.
Гимнастика с родителями по профилактике сколиоза.
1. Пусть малыш станет прямо, руки – за голову. С силой отводим руки в стороны, затем поднимая их вверх прогнуться и замереть в этой позе на 2-4 секунды. Возвращаемся в исходное положение.
2. Для этого упражнения понадобится гимнастическая палка. Если дома таковой не оказалось – можно взять швабру, например. Стать прямо, завести палку за спину: верхний ее конец должен быть прижат к голове, нижний конец – к тазу. Держа таким образом палку, пусть ребенок выполнит следующий комплекс: 1) присесть – вернуться в исходное положение; 2) наклониться вперед – вернуться в и. п. ; 3) наклониться вправо и влево. Каждое движение выполняется 8-12 раз.
3. Всем известное упражнение «лодочка» : лежа на животе с вытянутыми вперед руками отрываем одновременно от пола верхнюю часть туловища и ноги и задерживаемся в таком положении на 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.
4. Для следующего упражнения уложите ребенка на живот и придерживайте ему ноги. Пусть малыш вытянет руки вперед, поднимает верхнюю часть туловища максимально высоко, замрет на 3-5 секунд и вернется в и. п. 4-8 повторений будет достаточно.
5. Упражнение «велосипед» : лежа на спине, поднять согнутые в коленях ноги и «крутить педали». Проторяем 12-16 раз.
6. Упражнение «ножницы» : прямые ноги поднять на 45 градусов по отношению к полу и делать ими «режущие» движения, как ножницами. Повторить 6-8 раз.
7. Пусть ребенок станет на шаг от стены и поднимет руки вверх. Коснувшись руками стены необходимо прогнуться назад как можно сильнее и вернуться в и. п. Повторить 5-8 раз.
Как видите комплекс несложный и вполне выполнимый. Он вполне может стать полноценной утренней зарядкой. Можете его разнообразить парой-тройкой упражнений для других групп мышц. Однако не переусердствуйте, чтобы ребенок не устал и не потерял охоту заниматься гимнастикой.
Повседневная профилактика и лечения сколиоза у детей.
Помимо упражнений для профилактики сколиоза вы должны четко следить за такими вещами как:
• правильная осанка : напоминайте малышу о том, чтобы держал спинку прямо, не горбился. Со временем ребенок привыкнет и будет делать это автоматически;
• ребенок не должен сидеть неподвижно более 20 минут (за компьютером так легко увлечься). Предлагайте ему заняться другими делами, погулять;
• проследите, чтобы рабочее место ребенка было оборудовано правильно, в соответствии с ростом ребенка;
• купите своему малышу для школы хороший физиологичный ранец, а не сумку, которая носится на одном плече. Ну а если ранец он категорически отказывается носить, проследите, чтобы идя в школу, ребенок нес сумку на одном плече, а из школы – на другом;
• проследите, чтобы кровать ребенка не была слишком мягкой. Идеальный вариант – ортопедический матрас.
Безусловно, если проблема существенная – лечение сколиоза у детей необходимо поручить специалистам. Однако надеемся, что следование нашим советам поможет избежать проблемы или решить ее на ранних стадиях
2 «Формирование правильной осанки дошкольников посредством игр и упражнений»
Кроме игр и упражнений вашему вниманию я предлагаю познакомиться еще с одним направлением работы по профилактике и коррекции нарушения осанки - с фитболом.
Что же это такое – фитбол?
Фитбол – это большой упругий мяч для тренировок. Он может служить как тренажер, как просто предмет, как утяжелитель, поскольку вес его примерно 1 кг. Обладает вибрационным свойством. Занятия на таких ортопедических мячах помогают снять напряжение и мышечный дисбаланс, делают более гибким позвоночник, укрепляют мышцы спины и живота – создают «мышечный корсет» и формируют правильную осанку. Занятия на фитболах улучшают общее самочувствие, повышают психоэмоциональный тонус.
Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель.
На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим. Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета.
А сейчас, я предлагаю вам испытать на себе действие фитбола.
(Проводятся упражнения с родителями на фитболе).
«Пружинка»
И. п – сидя на мяче. Выполнение пружинящих движений, не отрывая ног от пола, руки на поясе; и. п.
«Лошадка»
И. п. – сидя на мяче. Выполнение пружинящих движений с выпрямлением рук вперёд (можно предложить родителям пощёлкать языком) ; и. п.
«Боксеры»
И. п. – сидя на мяче. Движения руками, имитирующие бокс; и. п.
«Хлопки»
И. п. – сидя на мяче. Хлопки над головой сначала в медленном темпе и вразнобой; затем быстро и синхронно друг с другом; и. п.
«Помашем хвостиком»
. И. п. : стоя, руки согнуты в локтях, локти слегка отведены в стороны, пальцы сжаты в кулак и подняты вверх примерно на уровне плеч. Вращательные движения тазом из стороны в сторону (как будто виляем хвостиком) ; и. п.
«Покажем коленки»
И. п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, колени соприкасаются, руки на поясе. Отведение коленей вправо – влево; и. п.
«Юла»
И. п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, колени соприкасаются, руки на поясе. Переступательные движения ног с одновременным поворотом туловища; и. п. Повторить в другую сторону.
«Ляжем на подушку»
И. п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, колени соприкасаются, руки слегка согнуты в локтях. Переступательные движения ног вперёд с одновременным отклонением спины назад (сползать с мяча вперёд до тех пор, пока не окажешься в положении сидя на полу) ; ноги выпрямлены, спиной опереться на мяч, голова слегка запрокинута, руки произвольно; и. п.
«Скатимся с горки»
И. п. – сидя на мяче, руки произвольно, ноги прямые, пятки касаются пола. Слегка приподнять ноги и скатиться с мяча вперёд на пол до положения сидя на полу; спиной опереться на мяч, голова запрокинута вверх; и. п.
«Паук»
И. п. – лежа животом на мяче, прямые руки и ноги касаются пола. Раскачивание туловища вперёд-назад без отрыва рук и ног от пола; и. п.
«Прыжки на месте»
И. п. – сидя на мяче, руками держаться за «рожки». Ритмично подпрыгивать на мяче, отталкиваясь от пола ногами и пружиня ягодицами.
«Прыжки по кругу.
И. п. – сидя на мяче, руками держаться за «рожки». Родители расположены по периметру спортзала, интервал 2-3 шага. Прыгать на мяче, продвигаясь вперёд. Регулировать высоту и длину прыжка.
Упражнение на восстановления дыхания.
Родители проходят на свои места
Уважаемые папы и мамы! Еще несколько советов перед тем, как Вы начнёте серьёзно и целеустремлённо бороться за здоровье своего ребёнка. Помогите своим детям сделать гимнастические упражнения необходимыми в их жизни, выполняйте их вместе. Ни в коем случае не браните ребёнка, если он делает что-то не так, постарайтесь, что бы он с желанием выполнял упражнения, только в этом случае их выполнение станет хорошей привычкой. Отмечайте даже небольшие успехи, которые ребёнок достигнет в физическом усовершенствовании.
Напоминанием о нашей встрече будут служить наши буклеты и памятки.
(Раздаются буклеты Раздаются памятки для родителей : «Как правильно подобрать фитбол», «Золотые правила фитбол-гимнастики»)
Дорогие родители! Приложите усилия, чтобы осанка наших детей не портилась, а позвоночник оставался здоровым.
Успехов Вам и удач!