Приложение МААМ

Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей

Cветлана Данилова
Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед Данилова С. В.

Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Насущная проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации детей с дефектами речи. Все это определило проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья. Раскрывая понятие здоровьесберегающих игровых технологий, необходимо подчеркнуть, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения и сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей» размещена в разделах

Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.

Задачи физического развития :

- обогащать двигательный опыт детей;

- развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; использовать подвижные игры и упражнения как основное средство повышения двигательной активности детей в НОД по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;

- формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Задачи познавательно-речевого развития :

- развивать речь и различные формы речевого общения;

- расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря;

- формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);

- осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения;

- формировать звуковую культуру и грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие задачи :

- развитие социально-бытовой ориентировки;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом как на логопедических занятиях, так и на занятиях по физической культуре :

- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

- освобождают детей от утомительной не подвижности;

- помогают разнообразить виды деятельности;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

- регулируют силу и точность движений;

- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно использовать в НОД по физической культуре, так и в небольшом логопедическом кабинете.

1. Игра «Вратарь».

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Взрослый: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

2. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

3. Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания но инструкции взрослого.

Взрослый:В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними и перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот не запутаться б мне.

4. Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа,слева, впереди,сзади, прямо, развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Взрослый: От ворот поворот вправо и наоборот.

5. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

6. Игра «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева, развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:

Какой обруч находится слева (справа?

Стукни три раза мячом в правый обруч.

Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

7. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве. Оборудование: дорожка из трех-пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч : Я вдоль обручей иду, в каждый обруч попаду.

Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.

8. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа. Выполняется сидя на стульчике.

Вариант 1.

Дети катают мяч вперед-назад стопой правой и левой ноги поочередно.

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда,

Левая все повторяет всегда.

Вариант 2.

Мяч катается одновременно двумя ногами вперед-назад.

В каком направлении ты катаешь мяч?

Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперёд покататься заставим.

Вариант 3.

Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу.

Как ты катаешь мяч?

Круг на полу нарисуем мячом

Только ногами, не лбом, не плечом.

9. «Мячик - об пол и поймай, да смотри же, не роняй»

Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.

10. «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу!»

Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа два, а слева три.

Справа трижды повтори.

Справа раз, а слева два.

Не запутался едва.

Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи.

Публикации по теме:

«Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического воспитания в ДОУ». Педсовет Тематический педагогический совет Тема: «Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического.

Игры-эстафеты как средство физического развития детей дошкольного возраста Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает игра. Согласно ФГОС детского сада предусмотрено широкое.

Игры с мячом для развития фонематического слуха Игры с мячом на развитие фонематического слухаМладший возраст 1 игра «Назови звук» (с мячом в кругу) Взрослый называет слово с выделением.

Консультация для родителей «Десять советов по укреплению физического здоровья детей» Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей. Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка.

Консультация для родителей «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» "Осанка и её значение для укрепления здоровья детей" Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Мастер-класс по сохранению и укрепление физического и психологического здоровья детей в ДОУ «Игры, которые нас лечат» Цель мастер-класса: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу создания благоприятных условий для полноценного психофизического.

Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья в младшем возрасте Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка Развивающая предметно - пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» «Забота о.

Система мониторинга здоровья и физического развития детей в ДОУ Описание системы мониторинга здоровья и физического развития воспитанников в группе общеразвивающей направленности № 6 «Андромеда» воспитателем.

Значение музыки для укрепления здоровья детей Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей
Опубликовано: 7 июня 2018 в 11:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Данилова (УИ 363549) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД