Cветлана Данилова
Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Данилова С. В.
Внедрение здоровьесберегающих игровых технологий в деятельность образовательного учреждения требует инновационных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Насущная проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации детей с дефектами речи. Все это определило проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья. Раскрывая понятие здоровьесберегающих игровых технологий, необходимо подчеркнуть, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения и сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Игры с мячом для развития речи и укрепления физического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Одной из таких игровых технологий является «Мяч и речь». Она включает в себя словесные, дидактические, подвижные игры с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.
Задачи физического развития :
- обогащать двигательный опыт детей;
- развивать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; использовать подвижные игры и упражнения как основное средство повышения двигательной активности детей в НОД по физической культуре, прогулках и в самостоятельной деятельности;
- формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Задачи познавательно-речевого развития :
- развивать речь и различные формы речевого общения;
- расширять ориентировку в окружающем и формирование словаря;
- формировать речевые умения и навыки, механизмы речи (мотив, замысел, выбор слов, построение высказывания, контроль за его продуцированием);
- осуществлять коррекцию и обогащение сенсорного опыта детей, представления о предметном и социальном мире, активизацию общения;
- формировать звуковую культуру и грамматический строй речи;
Коррекционно-развивающие задачи :
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций.
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. Практика использования мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом как на логопедических занятиях, так и на занятиях по физической культуре :
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
- освобождают детей от утомительной не подвижности;
- помогают разнообразить виды деятельности;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно использовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно использовать в НОД по физической культуре, так и в небольшом логопедическом кабинете.
1. Игра «Вратарь».
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Взрослый: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
3. Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади, закрепление употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания но инструкции взрослого.
Взрослый:В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними и перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот не запутаться б мне.
4. Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа,слева, впереди,сзади, прямо, развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
Взрослый: От ворот поворот вправо и наоборот.
5. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа, слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
6. Игра «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева, развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:
Какой обруч находится слева (справа?
Стукни три раза мячом в правый обруч.
Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
7. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве. Оборудование: дорожка из трех-пяти обручей, мячи.
Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч : Я вдоль обручей иду, в каждый обруч попаду.
Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
8. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа. Выполняется сидя на стульчике.
Вариант 1.
Дети катают мяч вперед-назад стопой правой и левой ноги поочередно.
Разомнем мы ноги сами,
Покатаем мяч ногами.
Правой ногою туда и сюда,
Левая все повторяет всегда.
Вариант 2.
Мяч катается одновременно двумя ногами вперед-назад.
В каком направлении ты катаешь мяч?
Обе ноги мы на мячик поставим,
Взад и вперёд покататься заставим.
Вариант 3.
Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу.
Как ты катаешь мяч?
Круг на полу нарисуем мячом
Только ногами, не лбом, не плечом.
9. «Мячик - об пол и поймай, да смотри же, не роняй»
Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.
10. «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя.
Справа два, а слева три.
Справа трижды повтори.
Справа раз, а слева два.
Не запутался едва.
Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т. к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Опыт работы показал, что эти игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи.