Раиса Шубина
Конспект урока «Оркестр русских народных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Задача урока - продолжить знакомство с русскими народными инструментами и познакомить с оркестром русских народных инструментов.
План урока
I. Организация класса.
II. Вокальная работа.
III. Зарядка.
IV. Работа по слушанию музыки.
Ход урока
1. Приветствие. Подготовка класса к работе.
Публикация «Конспект урока „Оркестр русских народных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
2. Распевка. РНП «Как под горкой под горой». Работаем над пропеванием гласных, чётким произношением согласных, чистотой интонации. Распевка-скороговорка. Работа над артикуляцией и интонацией. Пропевание на одном звуке, и восходящие-нисходящие попевки.
Работа на РНП «Как за нашим за двором». Повторение и пропевание, сопровождающееся игрой на ложках (по рядам и всем классом).
Зарядка. Ходьба на месте. Прыжки. Танец маленьких утят.
Повторяем сведения о русских народных инструментах, которые дети получили на предыдущих уроках. Прослушиваем русский народный наигрыш «Полянка». Дети знакомятся со звучанием свирели.
РНП (наигрыш) «Во кузнице» в исполнении трио рожечников. Познакомить со звучанием рожков.
Импровизация на тему РНП «Как под яблонькой». Знакомлю детей со звучанием гуслей.
Домра. Задача продемонстрировать русский народный инструмент и познакомить с его звучанием.
Было это во времена царствования Фёдора Михайловича, когда он скорбил по своей умершей матери, он услышал звуки весёлого наигрыша за окном. Царь разгневался и приказал наказать скоморохов и сжечь на площади все домры.
Но, наверно, более достоверна эта версия. История домры трагична. В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла. В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию домры, и она заняла одно из главных мест в оркестре русских народных инструментов. Как правило, ей поручают вести мелодию. Исполнить мелодию РНП «Как за наши за двором».
Василий Васильевич Андреев первым в России создал ОРНИ. По-началу это был просто кружок любителей игры на РНИ, но постепенно он пополнялся новыми инструментами и исполнителями. И в конце-концов, вырос в большой оркестр. Так же как и в симфоническом оркестре, народные инструменты объединяются по группам: духовые (какие, струнные (какие, ударные (какие).
Сейчас вы услышите как звучит Оркестр Русских Народных Инструментов (ОРНИ). Но сначала я скажу несколько слов об исполнителях, которые сейчас будут играть. Дело в том, что у нас в Колпино был свой ОРНИ. И я тоже играла в этом оркестре. Сейчас прозвучит пьеса «На ярмарке» композитора Власова. Сейчас тоже бывают ярмарки, но раньше они были настоящим праздником для простого народа. т. к. там разворачивались не только торговые ряды, но и было множество аттракционов, балаганов, где разыгрывались спектакли и представления, в том числе и кукольные. А весёлые скоморохи потешались над жадными, скупыми, глупыми, ленивыми людьми. Народ веселился от души. Маленькие дети получали подарки в виде леденцовых петушков, конфет, пряников печатных, орехов. Именно такую картину и нарисовал композитор Власов в своей пьесе «На ярмарке». (Прослушиваем пьесу).
Ребята, а вы обратили внимание, что на протяжении всей пьесы слышна одна и та же мелодия. Может быть кто-то узнал её?
Как вы представили себе ярмарку композитора Власова?
Ну вот, теперь вы представляете, какая она, эта ярмарка. Давайте ещё раз прослушаем это произведение. После прослушивания предлагаю детям дома изобразить весёлых скоморохов, которые могли веселить народ на такой ярмарке игрой на домрах, балалайках, свистульках, рожках, жалейках и других народных инструментах.
Ну и в завершении нашего урока мы организуем свой оркестр народных инструментов. (Инструменты заранее разложены у детей на партах). В нашем оркестре будут играть : домра, баян, трещотка, копыта. Сначала проведём репетицию, а потом исполняем все вместе. (Работаем над песней «Светит месяц»).
Ребятки, вы сегодня хорошо потрудились, и я ставлю сегодня всем-всем оценку «5».
Ещё раз напоминаю о домашнем задании-нарисовать рисунки.