Наталья Андреевна Науменко
Проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: недостаточность использования возможности русской народной сказки для формирования познавательно-творческих компетентностей у старшего дошкольника.
Цель:
1. Активизация творчества у детей посредством русской народной сказки.
2. Создание образа Бабы Яги с помощью «Синтеза искусств».
Требования к проекту :
• Актуальность темы.
• Соответствие потребностям, интересам детей.
• Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей.
• Научный подход.
• Ясность, доступность для детей познавательного материала.
Публикация «Проект „Образ Бабы Яги в русских народных сказках“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Образность, увлекательность информации.
Задачи:
1. Выявление наиболее эффективных способов использования сказки для формирования проектно-поисковой, познавательно-речевой и творческой активности детей.
2. Формирование коммуникативных умений, накопление практического опыта совместной деятельности для выполнения общей, единой задачи.
3. Углубление и закрепление знаний детей о русских народных сказках.
4. Формирование интереса к получению новых знаний.
5. Активизация взаимодействия с родителями.
Алгоритм последовательности реализации задач по формированию умений.
- Видеть и определять проблему.
- Активно высказывать предположения.
- Выдвигать предложения о способах решения проблемы.
- Планировать способы поиска доказательств.
- Отбирать доказательные материалы.
- Делать выводы и умозаключения.
- Использовать нужные аргументы для доказательства.
Этапы Содержание работы над проектом Результат
Диагностический - Выявление знаний и умений детей о русских возможных сказках. Определение уровня знаний детей, составление плана
Создание необходимой ПРС - Создание библиотеки «в центре книги» русских волшебных сказок.
- Создание видеотеки.
- Оформление стенда «Баба Яга в творчестве художников-иллюстраторов».
- Оформление выставки совместного сотворчества детей, воспитателей, родителей на тему: «Баба Яга. Кто она такая?» Накопление опыта. Пополнение предметно-познавательной среды в центре книги и «центре науки, искусства»
Пополнение знаний.
Углубление и закрепление знаний, формирование умений.
Оформление информационного центра о накопляемости знаний детей об образе Бабы Яги (Постепенное пополнение) Чтение и рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений, просмотр видеофильмов.
1. Кто такая Баба Яга?
- сказочная волшебница?
- злая колдунья?
2. Где мы можем узнать о Бабе Яге, о ее характере, внешнем виде, что она любит? Как одевается, что от нее можно ожидать, в каких сказках встречается?
- в книгах
- у родителей, дедушек, бабушек
- в стихах поэтов
- в сказках
- в картинках художников
- в музыке композиторов
- в кинофильмах и мультфильмах
- в компьютере (Интернете)
3. Где может жить Баба Яга?
- в избушке на курьих ножках
- в нехоженом, невиданном лесу
- в лесной чаще
- в царстве Бабы Яги
В Лукоморье.
4. Как найти можно царство Бабы Яги, используя сказочные средства?
- с помощью пера птицы
- с помощью волшебного клубка
- с помощью сапогов-скороходов
-ковра самолета
- волшебной палочки
- волшебного зеркала
- с помощью серебряного блюдечка и наливного яблочка
- с помощью волшебных слов
5. Как передвигается Баба Яга?
Выбрать правильный
- на метле
- в избушке
- на стуле летает, помелом подгоняет
6. Какие художники рисовали Бабу Ягу?
- В. Васнецов
- Т. Маврина
- И. Билибин и др.
7. Сказки, где встречается Баба Яга?
- Гуси-лебеди
- Царевна-лягушка
- Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что
- Марья Моревна
- Финист – ясный сокол
8. Художественные и мультипликационные фильмы
- Новогодние приключения Маши и Вити
- Морозко
- Гуси - лебеди
- Царевна – лягушка
- Огонь, вода…и медные трубы
- Кощей Бессмертный
- Там, на неведомых дорожках
9. Произведения композиторов о Бабе Яге
Знание сказок о Бабе Яге
Знание особенностей характера, привычек, внешнего вида, ее роли в русских народных сказках.
Активизация работы с родителями
Понимание значимости Бабы Яги для содержания русских волшебных сказок.
Умение оценивать поступки и действия Бабы Яги
Неорганизованная деятельность детей
Организованная учебная деятельность 1. Чтение и рассказывание сказок
2. Рассматривание иллюстраций
3. Сбор материалов для стендов и выставок
4. Слушание произведений композиторов
5. Просмотр видеофильмов и кинофильмов
6. Выполнение творческих заданий, игровых упражнений
7. Изготовление поделок
8. Изодеятельность
9. Заучивание стихотворений
10. Оформление выставок, стендов
Умение характеризовать образ Бабы Яги, изображать его в творческих проявлениях, в музыкальной, игровой, театрализованной, изобразительной деятельности
Выводы:
Все с детства знают, кто такая Баба Яга, помнят о ее проделках, как правило не очень хороших. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет очень важную роль. Выкиньте ее из сказок и герой обязательно ничего не сможет: не достанет меч-кладенец, не узнает где искать финиста-ясна сокола, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально помоет, накормит, путь дорогу кажет, поможет, если выполнишь ее задания. В разных сказках она разная : в одних она сказочная волшебница, в других – злая колдунья. Ее роль зависит от содержания сказки.
Представление результатов
1. Интегрированное занятие «Баба Яга. Кто она такая?»
2. Выставка на тему «Баба Яга в русских народных сказках».
3. Оформление информационного стенда «Баба Яга. Кто она такая?»