Получи документы

«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс

Надежда Конюшихина
«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы:

Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель

Белова Анна Александровна, педагог дополнительного образования

Цель:

Создание оркестра русских народных шумовых инструментов с обучающимися, не имеющими музыкального образования.

Задачи:

Публикация «„Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки“, Оркестр русских народных шумовых инструментов, Мастер-класс» размещена в разделах

- познакомить с историей создания русских народных шумовых инструментов;

- обучить простейшим способам игры на русских народных шумовых инструментах;

- способствовать развитию чувства ритма;

- формировать навык игры в ансамбле;

- воспитывать интерес и бережное отношение к культуре русского народа.

Оборудование: колокольчики, бубны, погремушки, рубели, бубенцы, трещотки, ложки.

Как известно, пение - это один из наиболее доступных способов музицирования. Издавна на Руси песни были любимы русским народом и использовались им в различных моментах жизни: например, во время работы или при совершении обрядов и др. Многие из присутствующих сегодня наверняка могут перечислить большое количество знакомых народных песен. Какие, например? (Предположительно участники называют какие-то песни и, возможно, среди названных будет и песня «Валенки», ведь слово «валенки» присутствует в названии мастер-класса). Сегодня мы с вами хотели бы вспомнить такую шуточную русскую народную песню, как "Валенки" (Руководитель поет первый куплет песни). Знакома она вам? Да, действительно, эта песня многим очень нравится. А так как пение само по себе в различных ситуациях оказывалось недостаточно выразительным и интересным, то народные умельцы старались сопровождать его игрой на каких-то музыкальных или шумовых инструментах.

Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях, в обрядах. Красивое, яркое, красочное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения. Инструменты изготавливались из простых, доступных материалов: кожи, дерева, бересты, лозы, глины… В ход шли даже предметы повседневного быта.

Вот, например, рубель в старину женщины использовали для стирки и в качестве гладильной доски. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Рубель изготавливался из древесины твердых пород, на одной стороне доски вырезались рубцы, другая сторона оставалась гладкой. В музыкальном рубеле сбоку вырезалось отверстие – резонатор, для более яркого и красочного звучания.

Мы думаем, и так понятно, для чего в быту использовались ложки. Ложка состоит из черенка и черпачка. Ложкари могут играть на двух, трех, четырех, пяти, шести и даже восьми ложках. Иногда для красоты звучания к черенкам или черпачкам крепят бубенцы.

Бубен – ударный инструмент : на деревянный обод натянута кожа или какой-нибудь другой материал. Способов игры на бубне много. Также и выглядят бубны по-разному: например, на обод крепят металлические тарелочки или бубенцы.

Первым музыкальным инструментом в жизни ребенка является погремушка. Выглядят погремушки по-разному, бывают они разной формы, но обязательно в полость насыпается то, что будет при встряхивании греметь – это могут быть мелкие камешки, или зерно, или косточки от ягод или фруктов…

Еще один инструмент – трещотка, название пошло от того, что она издает треск, трескучий звук. Бывает курская трещотка, ее еще называют веерной и круговая.

Колокольчик – простейший и необыкновенный музыкальный инструмент, иногда его называют валдайским колокольчиком. Известна легенда, по которой в 1478 году после покорения Великого Новгорода князь Иван III велел перевезти в Москву Вечевой колокол - символ свободы и вольности города. По дороге колокол упал в валдайский овраг и разбился на тысячи осколков. Из этих осколков и стали лить валдайские колокольчики… Звук у колокольчика, очень яркий и протяжный, извлекается ударом язычка о внутренние стенки колокола. Но можно извлекать звук и ударом по внешней части стенки колокола.

Здесь сегодня уже прозвучала шуточная русская народная песня «Валенки», мы предлагаем разучить инструментальное сопровождение к ней. Для этого давайте разделимся на пять групп.

№ группы Название инструмента Текст для запоминания ритмического рисунка Способ игры на инструменте

1 Колокольчики Раз – два – три - четыре Левой рукой держим колокольчик за ручку, правой рукой ударяем по стенке колокольчика деревянной палочкой (на слог «раз»).

2 Погремушки Ва – лен - ки, - да Погремушку держим за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, ритмично встряхивая на каждый слог.

3 Бубен Эх, -* - да - * Бубен держим левой рукой за деревянный обод, кулаком правой руки ударяем по натянутой коже на слог «эх», затем мягко проводим ладонью на слог «да».

4 Рубель Эх, - * - нель - зя Рубель держим за рукоятку левой рукой рубцами вверх, правой рукой по ним проводим деревянной палочкой сверху вниз.

5 Бубенцы Ты, - * - ты - не – гу - ляй Держим бубенцы за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, встряхивая бубенцами на каждый слог.

Порядок разучивания партий:

1. Разучиваем ритмический рисунок с группой №1.

2. Разучиваем ритмический рисунок с группой №2.

3. Объединяем группы №1 и №2 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2).

4. Разучиваем ритмический рисунок с группой №3.

5. Объединяем группы №1, №2 и №3 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2 (3 и 4 такты, затем вступает группа №3 (5 и 6 такты).

6. Разучиваем ритмический рисунок с группой №4.

7. Объединяем группы №1, №2, №3 и №4 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).

8. Разучиваем ритмический рисунок с группой №5.

9. Объединяем группы №1, №2, №3, №4 и №5 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).

10. Исполнение оркестрового сопровождения в нужном, более быстром темпе (так, как обозначено в партитуре (см. в Приложении1).

11. Исполнение оркестрового сопровождения под фонограмму песни.

Заключительным этапом работы над созданием инструментального сопровождения к песне является ее исполнение солистом в сопровождении всего оркестра.

Для придания заключительному исполнению более насыщенного колорита руководитель оркестра может сам сыграть на каком-либо инструменте, например, ложках и трещотке.

Публикации по теме:

«Карусель народных игр». Конспект физкультурного развлечения с использованием русских народных игр (старшая группа) Образовательная область: физическая культура Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов «Музыкальное чудо-дерево»Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов «Музыкальное чудо-дерево» Авторская дидактическая разработка «Музыкальное чудо- дерево» (комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов)Авторы: музыкальные.

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну русских народных инструментов» Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в стану русских народных инструментов». Цель: Расширение.

Классификация русских народных подвижных игр Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка»,.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах»Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы» Изготовление дидактического пособия "Космические пришельцы" Цель- развитие слухового восприятия, мелкой моторики. Чтобы научить ребенка.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мастер-класс «Валенки новогодние»Мастер-класс «Валенки новогодние» Всех поздравляю с наступающим Новым годом. Для работы вам потребуются флиз (можно использовать любую другую плотную ткань, ножницы, иголка,.

Создание мини-музея «В мире русских народных инструментов» (в помощь музыкальным руководителям) Мини-музей Тема «В мире русских народных инструментов» Вид музея: общественный Тип: образовательный.

Консультация «Оркестр — страна музыкальных инструментов» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский Музыка издавна признавалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс
Опубликовано: 10 января 2016 в 22:40
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Конюшихина (УИ 394916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД