Надежда Конюшихина
«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель
Белова Анна Александровна, педагог дополнительного образования
Цель:
Создание оркестра русских народных шумовых инструментов с обучающимися, не имеющими музыкального образования.
Задачи:
Публикация «„Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки“, Оркестр русских народных шумовых инструментов, Мастер-класс» размещена в разделах
- Валенки
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- познакомить с историей создания русских народных шумовых инструментов;
- обучить простейшим способам игры на русских народных шумовых инструментах;
- способствовать развитию чувства ритма;
- формировать навык игры в ансамбле;
- воспитывать интерес и бережное отношение к культуре русского народа.
Оборудование: колокольчики, бубны, погремушки, рубели, бубенцы, трещотки, ложки.
Как известно, пение - это один из наиболее доступных способов музицирования. Издавна на Руси песни были любимы русским народом и использовались им в различных моментах жизни: например, во время работы или при совершении обрядов и др. Многие из присутствующих сегодня наверняка могут перечислить большое количество знакомых народных песен. Какие, например? (Предположительно участники называют какие-то песни и, возможно, среди названных будет и песня «Валенки», ведь слово «валенки» присутствует в названии мастер-класса). Сегодня мы с вами хотели бы вспомнить такую шуточную русскую народную песню, как "Валенки" (Руководитель поет первый куплет песни). Знакома она вам? Да, действительно, эта песня многим очень нравится. А так как пение само по себе в различных ситуациях оказывалось недостаточно выразительным и интересным, то народные умельцы старались сопровождать его игрой на каких-то музыкальных или шумовых инструментах.
Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях, в обрядах. Красивое, яркое, красочное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения. Инструменты изготавливались из простых, доступных материалов: кожи, дерева, бересты, лозы, глины… В ход шли даже предметы повседневного быта.
Вот, например, рубель в старину женщины использовали для стирки и в качестве гладильной доски. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Рубель изготавливался из древесины твердых пород, на одной стороне доски вырезались рубцы, другая сторона оставалась гладкой. В музыкальном рубеле сбоку вырезалось отверстие – резонатор, для более яркого и красочного звучания.
Мы думаем, и так понятно, для чего в быту использовались ложки. Ложка состоит из черенка и черпачка. Ложкари могут играть на двух, трех, четырех, пяти, шести и даже восьми ложках. Иногда для красоты звучания к черенкам или черпачкам крепят бубенцы.
Бубен – ударный инструмент : на деревянный обод натянута кожа или какой-нибудь другой материал. Способов игры на бубне много. Также и выглядят бубны по-разному: например, на обод крепят металлические тарелочки или бубенцы.
Первым музыкальным инструментом в жизни ребенка является погремушка. Выглядят погремушки по-разному, бывают они разной формы, но обязательно в полость насыпается то, что будет при встряхивании греметь – это могут быть мелкие камешки, или зерно, или косточки от ягод или фруктов…
Еще один инструмент – трещотка, название пошло от того, что она издает треск, трескучий звук. Бывает курская трещотка, ее еще называют веерной и круговая.
Колокольчик – простейший и необыкновенный музыкальный инструмент, иногда его называют валдайским колокольчиком. Известна легенда, по которой в 1478 году после покорения Великого Новгорода князь Иван III велел перевезти в Москву Вечевой колокол - символ свободы и вольности города. По дороге колокол упал в валдайский овраг и разбился на тысячи осколков. Из этих осколков и стали лить валдайские колокольчики… Звук у колокольчика, очень яркий и протяжный, извлекается ударом язычка о внутренние стенки колокола. Но можно извлекать звук и ударом по внешней части стенки колокола.
Здесь сегодня уже прозвучала шуточная русская народная песня «Валенки», мы предлагаем разучить инструментальное сопровождение к ней. Для этого давайте разделимся на пять групп.
№ группы Название инструмента Текст для запоминания ритмического рисунка Способ игры на инструменте
1 Колокольчики Раз – два – три - четыре Левой рукой держим колокольчик за ручку, правой рукой ударяем по стенке колокольчика деревянной палочкой (на слог «раз»).
2 Погремушки Ва – лен - ки, - да Погремушку держим за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, ритмично встряхивая на каждый слог.
3 Бубен Эх, -* - да - * Бубен держим левой рукой за деревянный обод, кулаком правой руки ударяем по натянутой коже на слог «эх», затем мягко проводим ладонью на слог «да».
4 Рубель Эх, - * - нель - зя Рубель держим за рукоятку левой рукой рубцами вверх, правой рукой по ним проводим деревянной палочкой сверху вниз.
5 Бубенцы Ты, - * - ты - не – гу - ляй Держим бубенцы за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, встряхивая бубенцами на каждый слог.
Порядок разучивания партий:
1. Разучиваем ритмический рисунок с группой №1.
2. Разучиваем ритмический рисунок с группой №2.
3. Объединяем группы №1 и №2 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2).
4. Разучиваем ритмический рисунок с группой №3.
5. Объединяем группы №1, №2 и №3 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2 (3 и 4 такты, затем вступает группа №3 (5 и 6 такты).
6. Разучиваем ритмический рисунок с группой №4.
7. Объединяем группы №1, №2, №3 и №4 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).
8. Разучиваем ритмический рисунок с группой №5.
9. Объединяем группы №1, №2, №3, №4 и №5 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).
10. Исполнение оркестрового сопровождения в нужном, более быстром темпе (так, как обозначено в партитуре (см. в Приложении1).
11. Исполнение оркестрового сопровождения под фонограмму песни.
Заключительным этапом работы над созданием инструментального сопровождения к песне является ее исполнение солистом в сопровождении всего оркестра.
Для придания заключительному исполнению более насыщенного колорита руководитель оркестра может сам сыграть на каком-либо инструменте, например, ложках и трещотке.