Приложение МААМ

Педагогический опыт «Организованные формы обучения в работе по патриотическому воспитанию»

Денисова Елена Николаевна
Педагогический опыт «Организованные формы обучения в работе по патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 1

ВВЕДЕНИЕ

Для нашей страны, с ее непростой историей, вопрос патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, является главнейшей государственной задачей. Воспитание не просто высоконравственного гражданина, а гражданина – патриота своей Родины, является приоритетной государственной задачей в воспитании подрастающего поколения. Недаром этот вопрос поднимается на высшем государственном уровне. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015– 2020 гг.», утвержденной Правительством РФ от 30.12 2015г. № 1493 [38]. «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

Публикация «Педагогический опыт „Организованные формы обучения в работе по патриотическому воспитанию“» размещена в разделах

Слайд № 2

Цель: - воспитание гуманной, духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд № 3

Актуальность

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы с вами все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, говорили о важности этой работы и считали, что воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Слайд № 4

На прогулках, экскурсиях мы с детьми наблюдаем, обсуждаем, делаем выводы о том, что узнали нового, необычного, интересного. Учимся как вести себя в природе? Что же за грибочки выросли на пенечке? Что за «кораллы» выросли зимой в лесу? А кто у «куколки» внутри? Сможем ли мы помочь муравьям «отремонтировать» их дом? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Слайд № 5

На занятиях по теме: «Моя семья» дети узнали историю о Петре и Февронье Муромских. Рассмотрели семейные фотографии, которые дети принесли из семейных альбомов. Ребята очень интересно истолковали: «Что такое любовь?», «Семья», «Верность». С детьми изготовили поздравительную стенгазету, сделали бумажных аистов - символ семьи, поиграли. Ведь любовь к родителям, близким людям должно прививаться в детства. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение любовь и верность были главными семейными ценностями.

Слайд № 6

На занятиях по теме: "Профессии», мы знакомим воспитанников с трудов взрослых, с его важностью в жизни человека. Смотрим презентации, видеофильмы. Дети рассказывают о профессиях и труде своих родителей. С интересом отвечают на вопросы: «Зачем нужна работа»? Выяснили, люди каких профессий трудятся в нашем детском саду. Дети высказываются, кем сами хотят стать и почему? Убеждаются в том, что любой труд важен и почетен.

Слайд № 7 С удовольствием трудятся.

В патриотическом воспитании трудовое воспитание является не маловажным фактором. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, поселка, для детского сада, все те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.

Слайд № 8

Через восприятие художественной литературы дети знакомятся со сказками народов мира. Ведь у каждого народа свои сказки, дети узнали, что в Италии Буратино зовут Пиноккио, Мальчика- с пальчика в Японии зовут Исумбоси, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Слайд№ 9

На занятиях раздела «Человек и культура» : Через просмотр презентаций совершаем виртуальные путешествия в прошлое, узнаем о жизни русского народа, традициях, праздниках. В мини музее «Русская изба» ребята наряжаются в русскую народную одежду, с интересом пробуют управляться со старинными предметами быта, знакомятся с необычными для современности названиями: ухват, коромысло, колыбель, прялка, веретено, чугунок, мутовка. Удивились, почему у утюга и самовара нет электрического шнура? С интересом узнают о применении и работе того или иного предмета. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, сказки и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

Слайд №10

На занятии, посвященном А. П. Гайдару, дети узнали много интересных фактов из биографии писателя, что больше жизни он любил Красную Армию, а в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны. В своих книгах Гайдар рассказывает о вечных жизненных ценностях, доброте, долге, честности, благородстве, учит любить и защищать Родину. Это дети узнали из произведения «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», и из мультфильма по этому произведению. Дети узнали, кто такая Красная Армия и что праздник 23 февраля, это и есть праздник Красной Армии. Изготовили и познакомились с названием головного убора : «буденовка» - в честь Семена Буденного, прославленного командира Красной кавалерии. Современное подрастающее поколение практически ничего не знает о подвигах юных героев. Патриотическое воспитание дошкольников играет не маловажную роль в становлении личности.

Слайд№ 11

В беседах о патриотическом воспитании огромное значение имеют примеры взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Ребята с интересом рассматривали боевые награды моего отца. Обсуждали, за какой подвиг он получил ту или иную награду. Дети узнали, как появилась Георгиевская лента. За личную храбрость, проявленную на полях сражений — вручался орден Святого Георгия, носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название — Георгиевская лента. Дети знают, что в честь героев горит вечный огонь, к памятникам героев несут цветы, их именами называют города, улицы, площади. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Слайд № 12

На занятии приуроченному к 80- летию начала ВОВ, 22 июня «Метроном памяти» дети очень эмоционально откликнулись на видеоматериал: «Детям о Великой Отечественной войне». С зажжённой свечой, звук метронома дети почтили память погибших в той страшной войне минутой молчания. Символом этого дня, стала сухая «Ветка Памяти» к которому ребята привязали зеленые ленточки, символизирующие продолжение памяти человечества от старшего поколения к новому молодому поколению.

Слайд № 13

Каждый год 3 сентября проходит: «День солидарности в борьбе с терроризмом», Мы провели серию занятий с ситуациями: «Что такое терроризм». Дети узнали: «Почему незнакомый взрослый может быть опасен для ребенка?» «Незнакомые предметы, чем они опасны?» «Как нужно действовать в той или иной ситуации», «Как и по какому номеру, вызвать помощь» Ребята посвятили свои рисунки выставке: «Дети против терроризма» и сделали вывод, что плохой, злой человек не может быть патриотом своей Родины. Хочется верить в то, что больше угрозы от террора не будет нигде, что мы больше не услышим взрывов, выстрелов, что больше никто никогда не будет никого захватывать. Всё остановить, предотвратить мы можем только тогда, когда все объединимся, когда станем одним единым против террора, когда перестанем думать только о себе и начнём переживать за окружающих. И тогда все вместе мы добьёмся мира на нашей земле.

Слайд № 14

ООД «Белый журавлик».

22 октября «Праздник белых журавлей» - появился в календаре в 1886 году, это праздник современной национальной поэзии, а также дань памяти павшим на полях сражений солдатам во всех войнах и в результате террористических актов. В этот день я рассказала детям историю японской девочки Садако Сасаки, которая стала жертвой ядерного взрыва в январе 1945 года, о поэте Расуле Гамзатове, который не остался равнодушным к людскому горю и написал стихотворение «Журавли» которые вскоре стало песней, он же и стал основателем этого праздника как возможность укрепления традиций дружбы народов и культур России. Дети с сочувствием отнеслись к истории этой девочки, послушали стихотворение и песню, в память об этих событиях ребята изготовили белых журавликов. На видео-слайдах дети увидели, что во многих городах есть памятники «летящим» в небо белым журавлям. Праздник «Белых журавлей» раздвигает исторические и географические рамки, он вне времени пространства, а главное - этот праздник интернационален - ибо в этот день мы вспоминаем погибших в Хатыни и Хиросиме, в Чечне и Каспийске, в Нью-Йорке и в Москве…

Слайд № 15

На занятии из раздела «Защитники Отечества» дети узнали о профессиях военных, о современной боевой технике, с интересом слушали художественные произведения о защитниках Родины. Ребятам было интересно узнать, как моряки подводники живут в подводной лодке, как танки спускают на парашютах, как самолеты помещаются на палубе корабля. Увлеченно рассматривали иллюстрации, обсуждали, фантазировали, конструировали. Почему мы называем нашу Родину Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Ребята поздравили всех защитников Отечества стенгазетой и видео-поздравлением.

Слайд № 16

Используя беседы в организованной образовательной деятельности, я поддерживаю и направляю интерес ребенка к людям других национальностей, рассказываю, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. Ребята с интересом рассматривают и примеряют атрибуты костюмов других народов. Дети с удовольствием слушали историю крестильной чаши (купели) и о памятнике (погибшим в годы Первой мировой войны 1914-1918 годов) которые находятся рядом с д. садом. Мы совершаем интересные виртуальные путешествия по странам мира, из которых дети узнают о многообразии национальностей населяющих планету.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Слайд № 17

На занятиях по физическому развитию дети активно участвуют во всех видах деятельности. Мы проводим различного вида соревнования, эстафеты, спортивные праздники во все времена года. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием

Слайд № 18

На занятии посвященном Дню Космонавтики дети получили представление о том, что такое космос, планеты, звезды, кто такие космонавты, кто сконструировал первый космический спутник. Из видеофильма убедились в том, что Земля круглая, а не плоская и ее не держат не слоны, не киты.

Просмотрели презентацию о первом космонавте Юрие Алеексеевиче Гагарине. Узнали имена первых женщин – космонавтов (Валентины Терешковой и Светланы Савицкой).

Огромный интерес у детей вызвала информация о том, что такое состояние невесомости (Люди летают по космическому кораблю как перышки.). Интересно было узнать, почему еда космонавтов находится в тюбиках. Дети восхищались подвигами героев – космонавтов, их мужеством, бесстрашием. Мы поддерживаем и углубляем интерес детей к космонавтам и их работе. Дети с интересом рассматривают энциклопедии о космосе.

Слайд № 19

На занятиях из раздела: «Воспитание гражданина и патриота» Мы с детьми совершаем виртуальные путешествия по музеям и галереям, дети узнали, что такое музей, какие бывают музеи, кто такой экскурсовод, чем музей отличается от галереи, с интересом рассматривают экспонаты и картины, узнали, что в музеях есть не только мамонты и динозавры, но и много других предметов. Как менялась жизнь людей от первобытного человека до рыцарских времен и современности. Интересуются, что можно трогать в музеях, а что нельзя. Проявили желание посетить музей мирового океана.

Слайд № 20

На занятии «Моя Родина» дети рассмотрели карту России, карту Калининградской области, Неманского района, нашли на карте свои поселки и другие знакомые им города и поселки. Удивились что на карте России, Калининградская область маленькая, а наших поселков нет совсем. Высказали свои рассуждения, что значит это слово Родина? Для каждого человека Родина - это место где он родился и вырос. Моя малая Родина - это мой дом, где я живу с моей семьёй. Это мой любимый посёлок, это мои друзья, это мой детский сад, школа, это мои воспитатели и учителя.

Моя Родина – это Калининградская область, частичка нашей огромной страны-России.

Дети приняли участие в конкурсе рисунков «Мой янтарный край», посвященном нашей области.

Слайд № 21

Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России (указ от 30.12.2021 № 745). Мы с ребятами подготовили и провели праздник: «День рождения березки». Дети с интересом готовились и с нетерпеньем ждали этот праздник, очень ярко смотрелись в русских народных нарядах, водили хороводы, играли в народные игры, чествовали березку. Не обошлось и без лесного духа Лешего.

Слайд № 22

В патриотическом воспитании дошкольников мы используем все формы работы : ООД,беседы, игры; все виды художественной творческой деятельности; проводим совместные праздники (Масленица, Рождество, Пасха); просматриваем фильмы, презентации; совершаем экскурсии, целевые прогулки, участвуем в детской благотворительности; «Кораблик Доброты», «Дарите книгу с любовью»;

организовываем и участвуем в выставках совместно с родителями.

Слайд № 23

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, поселка, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем с младшей группы. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возрастаПедагогический проект по патриотическому воспитанию «75 лет Победы в Севастополе» с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: 75 лет Победы в Севастополе Актуальность проекта: патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияРисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Организованные формы обучения в работе по патриотическому воспитанию»
Опубликовано: 2 июня 2022 в 15:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Организованные формы обучения в работе по патриотическому воспитанию»» (включая файлы) размещена пользователем Денисова Елена Николаевна (УИ 1726100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД