Екатерина Скворцова
Организация тьюторского сопровождения физического воспитания и развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Тьютор» — означает «домашний учитель, репетитор (школьный)наставник, опекун.
Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования
Тьюторство - это такой педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу.
Тьютор выполняет различные функции в образовательной деятельности.
Публикация «Организация тьюторского сопровождения физического воспитания и развития дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа тьютера. Тьюторство
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Методическая функция в образовательной деятельности тьютора заключается в разработке необходимой методической базы, обеспечивающей учебно – воспитательный процесс.
Задачи, реализуемые специалистом-тьютором:
• Сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
• Подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
• Занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций.
• Партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ.
• Правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.
Тьюторство в системе дошкольного образования и воспитания.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор - на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребёнка в процессе освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе, означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора - воспитателя.
Другое название – воспитатель-сопровождающий. Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т. д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор - воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК. Если всё организовано правильно, то совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.
Тьютор помогает составить индивидуальную программу развития ребенка: это совокупность образовательных курсов, программ, выбранных для освоения воспитанником, которые составляются исходя из родительского заказа, данных первичной диагностики, проведенной педагогами ДОУ, медицинских показателей ребенка. Она включает в себя социально-личностное, когнитивное, речевое, физическое развитие.
Для этого немаловажно отношение и позиция родителей к вопросам развития ребенка, к расширению его социального опыта; вовлеченность родителей в образовательный процесс на этапе обсуждения образовательной программы для своего ребенка совместно с педагогами и специалистами образовательного учреждения; повышение у родителей психолого-педагогической грамотности.
Тьюторство в дошкольном образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то физкультурное упражнение не даётся ребенку, и воспитатель находит новый способ объяснения.
А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Тьютор – это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
В России тьюторство пока похоже на эксперимент, т. к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно. Хотя в некоторых случаях, присутствие тьютора рядом с ребёнком, как уже мы говорили, жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Но пока дипломированных тьюторов мало, такими людьми, например в школах, работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели, и даже родители детей с ОВЗ; а также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.